Trip computer ваз 2110 инструкция по эксплуатации

Trip computer ваз 2110 инструкция по эксплуатации Компьютер

Не переключается штатный бк на ваз 2110 с подрульным переключением. почему?

Скорей всего кожух зажал проводку, идущую на переключатель. Стер ее защитный слой, и поэтому она замыкает. Надо ее осмотреть и устранить неисправности.

Часто с бортовым компьютером ВАЗ 2110 происходят и другие странные вещи. Например, он показывает повышенный расход топлива. Или, наоборот, не показывает средний и мгновенный расход, скорость и т.д. Иногда он пищит, потому что считает, что в баке нет топлива, хотя вы знаете, что бак почти полный.

А если вас устраивает заводской, то ниже вы найдете его описание.

Автомобили Лада «десятого» семейства получили широкое признание у российских автолюбителей за свою надежность, простоту и удобство в эксплуатации. Создание этого автомобиля стало продолжением линейки переднеприводных машин отечественного производства.

Самым большим отличием ВАЗ 2110 от своих предшественников было то, что на этом автомобиле был впервые установлен инжекторный 8-ми клапанный двигатель внутреннего сгорания. До «десятки» все отечественные машины оснащались лишь карбюраторными двигателями.

Стоит сказать, что применение на первых ВАЗ 2110 в кузове «седан» 8-ми клапанного, а в дальнейшем на ВАЗ 2112 в кузове «хэтчбек» 16-ти клапанного двигателя позволило существенно сократить отставание от ведущих мировых автопроизводителей.

ВАЗ 2110 стал первым отечественным автомобилем, на который стало возможно устанавливать гидроусилитель руля поворота. Не смотря на то, что усилители руля ставили только в специализированных центрах, и стоило это устройство немалых денег, сама возможность его установки делала «десятку» очень привлекательным автомобилем для водителей которые ценят комфорт и удобство.

Как сбросить ошибку чек

Наверное, каждый владелец ВАЗ встречался с такой проблемой, когда ни с того, ни с сего загорается ошибка «chek» (ЧЕК). Тут у многих сразу же случается паника. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Во-первых, данная ошибка выскакивает, когда выходит из строя какой либо датчик (тут вам придется помучатся и определить какой именно), но по изменению поведения автомобиля: динамике, расходу и др. все это определяется.

Во-вторых, данная ошибка выскакивает, когда у нас в камеру сгорания приходит неправильная смесь. Это может быть в двух случаях: не правильно работает какой-то датчик, либо некачественный бензин. Попробуйте при следующей заправке, залить более качественное топливо.

Однако, даже если вы исправите неполадку, «чек» будет продолжать гореть. Многие, чтобы сбросить ошибку едут на компьютерную диагностику, там платят порядка 150-200 рублей за 1 минуту. Деньги хоть и не большие, но зачем? Если сбросить ошибку можете вы сами, затратив на это ту же минуту, причем никуда не нужно ехать. Не знаете как сбросить ошибку чек самому? Очень просто, читайте ниже.

  1. Для этого, включаем зажигание, не заводя авто.
  2. Открываем крышку капота и откидываем плюсовую клемму аккумулятора.
  3. Ждем от 10 секунд до минуты и садим клемму обратно.
  4. Закрываем капот.
  5. Выключаем зажигание.
  6. Включаем зажигание и заводимся.

И вот чудо, ошибка лампочка ошибки перестала гореть.

Даже если вы не можете определиться из-за чего у вас загорелся «чек», не бегите сразу на диагностику. Попробуйте сбросить эту ошибку способом описанным выше. Просто бывают случаи случайного срабатывания (в бензине примесь попалась и тому подобное). И тогда после сброса ошибка просто не загорится снова. А если все-таки неполадка какая-то есть, то «чек» выскочит снова, километров через 50.

(голосов: 29, в среднем: 4,66 из 5)

Коды ошибок комбинации vdo на панели приборов ваз 2110

  • Если остается 0, то ошибки отсутствуют
  • При появлении 1 — говорит о неисправности микропроцессора
  • Обрыв цепи датчика указателя уровня топлива
  • Ошибка 4 — повышенное напряжение питания бортовой сети свыше 16 Вольт
  • Ошибка 8 — пониженное напряжение, менее 8 Вольт
  • При нескольких неисправностях одновременно может выдаваться цифра, которая будет являться суммой вышеприведенных кодов, например 6 (2 4), 10 (2 8), 12 (4 8) или 14 (2 4 8)

Если говорить откровенно, то особой полезности данные коды неисправностей ни приносят. Если сравнивать с показаниями специальных бортовых компьютеров, типа ШТАТ, то там конечно в десятки раз больше полезной информации и различных данных. Но об этом поговорим как-нибудь в следующих статьях.

Архив. Материал обзорный.

Оставим в покое этическую сторону корректировки показаний одометра, одометры скручивали или накручивали с тех самых пор, как они были изобретены. Так же не будем рассматривать механический одометр, смотать который под силу даже самому ленивому и обратим свой взор на электронные одометры ВАЗ с индикацией пробега на жидкокристаллическом индикаторе.

В настоящее время на переднеприводных автомобилях ВАЗ применяются три типа приборных панелей с электронным одометром: панель типа VDO, Курского НПО «Счетмаш» и панель нового образца Владимирского , с одним узким дисплеем и маркировкой – буквы АП в овале.

В упрощенном виде одометр во всех этих системах представляет собой счетчик импульсов, поступающих с датчика скорости автомобиля, делитель и накопитель информации во флэш – памяти панели. Для изменения показаний одометра необходимо корректировать дамп, хранящийся во флэше. Здесь существует несколько путей, рассмотрим каждый из них.

В условиях профессионального автосервиса, естественно применение недорогой полнофункциональной коммерческой программы Combiset от US. Она стабильно работает с большинством приборных панелей ВАЗ и окупается за 2 – 3 раза.

Если Вас интересуют некоммерческие бесплатные варианты – читайте ниже.

Панели а/мКалина

На автомобили «Калина» устанавливаются специально разработанные для этого автомобиля панели VDO, выполненные на процессоре NEC. Для коррекции этих панелей необходимо их разбирать (во всяком случае, пока) и выпаивать еепром для модификации содержимого с помощью внешнего программатора.

https://www.youtube.com/watch?v=26xN2GdUi7A

В настоящее время данные панели стали устанавливать в семейство 2110 (см. фото) и появились, кроме VDO, аналогичные варианты производства Счетмаш и Автоприбор.

Панели VDO и Счетмаш поддаются корректировке «врукопашную», там несложный алгоритм хранения пробега.

Панель АП, корректируется программой «Combiset 1 . 6 » со специальным адаптером.

Панель VDO (Одно и двух – дисплейные)

Компьютеры на ваз 2110

Практически одновременно с появлением ВАЗ 2110, на рынок автомобильной электроники стали выходить производители бортовых маршрутных компьютеров с предложением оснастить свой автомобиль современным устройством позволяющим контролировать мгновенные параметры двигателя и проводить его диагностику с возможностью определения ошибки в двигателя и последующим их сбросом.

К таким бортовым компьютерам можно отнести маршрутные компьютеры среднего класса производства фирм , и Gamma (группа компаний Ferrum), которые обладают основным набором функций, простым дисплеем и отличным сочетанием цена-качество.

Многим водителям интересна инструкция к штатному бортовому компьютеру ВАЗ 2110 и 2112. Ведь стоит этот прибор почти в каждой машине этих моделей, но далеко не всегда он работает. Связано это с некоторыми вариантами исполнения БК на этих моделях. Во многих случаях это приспособление работает только в виде таймера.

Происходить это может из-за укороченной прошивки или версии без вывода для подключения К-канала. В любом случае, важно знать, как правильно пользоваться этим устройством, от установки до эксплуатации. Ведь в противном случае БК окажется не намного эффективнее обычных часов.

Для чего он нужен?

Инструкция к штатному бортовому компьютеру ВАЗ 2110 и 2112

, может рассказать, для чего используется этот прибор. На самом деле этот БК не слишком функционален, но при этом, все же может заметно облегчить жизнь владельцу. В стандартную прошивку входят следующие функции:

  • Подсчет пробега;
  • Средний расход топлива;
  • Рассчитывает запас хода на остатках;
  • Скорость передвижения;
  • Время и температуру за бортом.

Забортную температуру прибор покажет только при наличии соответствующего датчика. При этом учтите, что существует несколько

компьютеров. И на всех функционал несколько различается.

Самодиагностика

Желательно, чтобы ваш БК имел возможность диагностировать проблемы с двигателем. Некоторые версии прибора не имеют такой возможности, в таком случае следует заменить их прошивку на более функциональную. После чего вам будет доступен режим «самодиагностика», что заметно облегчит жизнь. Проверку производят при загоревшейся лампочке

. В зависимости от модели переход в диагностический режим может происходить двумя способами:

  • При наличии базового БК необходимо зажать кнопку сброса суточного пробега, и одновременно с этим включить зажигание;
  • В некоторых моделях при нажатии кнопки часы появляется возможность перейти в режим диагностики.

Ошибки показываются в виде кодов, но это не является препятствием для проведения диагностики. Достаточно обзавестись таблицей для их расшифровки.

Установка
. Как уже упоминалось, далеко не на всех машинах 2110 и 2112 установлен бортовой компьютер с полным функционалом. В таком случае желательно купить и установить полнофункциональный прибор. Сделать это не сложно. Достаточно правильно подключить провода, согласно приложенной в инструкции схеме.

Корректировка функций

Для

прибора его нужно не только установить, но и настроить. Если этого не сделать, то некоторые функции будут работать некорректно, что снизит эффективность использования бортового компьютера. При «переполнении» некоторых показателей, счетчики обнуляются. Настройка БК происходит примерно следующим способом:

Перепрошивка

Как уже упоминалось, стандартная прошивка бортового компьютера не имеет многих полезных функций. Лечится это с помощью замены одной программы на другую. Но, тут имеется один небольшой минус. Перепрограммирование возможно только при наличии на компьютере Win 95-98, на всех остальных ОС сделать это будет невозможно. Выхода из этой ситуации 2:

  • Установка на комп виртуальной машины с требуемой виндой;
  • Перепаивание процессора бортового компьютер.
  • Какой способ выбрать зависит от ваших навыков и умений.

Заключение

. Любой

имеет не только блок управления двигателем, но и приспособление для вывода его данных на дисплей в салоне. Для более грамотного общения с этим приспособлением, желательно ознакомиться с инструкция к штатному бортовому компьютеру ВАЗ 2110 и 2112. Тут можно подробно прочитать обо всех нюансах использования БК на этой модели.

Бортовой компьютер инжектора Ваз 2110 необходим тогда, когда наблюдаются проблемы в работе автомобиля. Именно с его помощью можно быстро и легко определить, в чем же причина неполадок инжектора.Бортовой компьютер на Ваз 2110 – это аппарат, который значительно облегчает управление транспортным средством, но как и любая система имеет свои недостатки и преимущества, речь о которых и пойдет ниже.

Расшифровка

КодыРасшифровка

P0101В этом случае наблюдаются неполадки с датчиком воздуха. Когда на экране бортового компьютера появился такой код, следует проверить, действительно ли датчик поврежден.
P0113Это значит, что датчик температуры впускаемого воздуха неисправен. Важно проверить, не превышает ли температура норму.
P0116Если на экране ЭБУ появился данный код, то есть проблемы с датчиком регулирования температуры антифриза. В первую очередь необходимо проверить, на самом ли деле датчик плохо работает, а уже после этого отгонять машину в автосервис.
P2135В этом случае ошибка сигнализирует о неправильном положении дроссельной заслонки. Возможно, между датчиками ослаб сигнал, поэтому они не могут правильно указывать ее расположение.
Если после диагностики было обнаружено, что напряжение одного датчика выше на порог по сравнению с другим, значит ремонта не избежать.
P2122Один из датчиков педали акселератора показывает слишком низкие значения. При этом в нем наблюдается и чересчур низкое напряжение. Нужно проверить напряжение в датчике при помощи вольтметра. В случае необходимости, неисправный датчик заменить.
P0201В цепи управления форсунок возможен обрыв. Необходимо диагностировать драйвера, так как возможно ошибка выдается из-за них.
P0130Следует проверить, является ли целостной сигнальная цепь.
P0133Если по каким-то причинам сигнал длится дольше, чем это необходимо, бортовой компьютер выдаст именно эту ошибку. Причиной данной неисправности является слишком медленный отклик со стороны сигнальной системы.
P0030Нужно проверить, нет ли обрыва в цепи нагревателя. В случае необходимости следует выполнить драйверную диагностику.
P0171Возможно, нагревательная смесь стала чересчур скудной. Поэтому водитель должен проверить, не является ли ее содержимое слишком бедным. Если теплоотдача выше нормы, то это нужно откорректировать, а дефекты устранить.
P0172Необходимо проверить бедность состава смеси
P0217Двигатель перегрелся. Необходимо следить за увеличением температуры в нем.
P0300В процессе воспламенения могут выделяться токсичные газы. На самом деле они выделяются всегда, но они успешно выводятся через выхлопную трубу. При этом если по каким-то причинам в системе наблюдаются пропуски, то токсичные вещества могут попасть прямо в салон машины.
P0326Датчик детонации может срабатывать не всегда. Следует проверить, не является ли уровень его сигнала слишком низким. В случае необходимости – урегулировать и нормализировать этот уровень.
P0335Датчик положения коленчатого вала неисправен. Нужно проверить, есть ли сигнал, идущий от датчика. Если сигнал низкий, то следует изменить расход воздуха, если он находится выше максимального значения.
Р0340Датчик положения распределительного вала неисправен. Следует проверить, есть ли сигнал.
З0351В цепи возможен обрыв. В первичной цепи ток не достигает оптимального уровня.

Установка

Прежде чем начинать установку бортового компьютера, следует обратить внимание на схему подключения.Его установка происходит в несколько основных этапов:

  • ​ Снять клемму, идущую от аккумулятора.
  • ​ Найти колодку включения сигнализации(см.) и достать ее. Именно к ней и будет подключаться бортовой компьютер.
  • ​ Вынуть из седьмого контакта оранжевый провод.
  • ​ На его место закрепить красно-белую проводку, вытянутую из жгута бортового компьютера.
  • ​ Отсоединить оранжевый провод и установить его в разъем, из которого ранее был вынут провод.
  • ​ От десятого контакта отсоединить красно провод с черными полосками. Сюда установить красный провод из жгута. А на место красного подсоединить красно-черный. То есть, провода нужно поменять местами.
  • ​ От пятого контакта отцепить черный провод. К нему присоединить черный провод из жгута.
  • ​ Сюда подсоединить черный провод колодки.
  • ​ От восьмого контакта снять белый провод и подключить к этому разъему белый провод из жгута. И наоборот.

Примечание: между проводами должен быть контакт.

  • ​ Теперь следует проверить, хорошо ли зафиксированы провода. Место их скручивания следует изолировать при помощи изоляционной ленты.
  • ​ Через внутреннюю часть консоли жгут нужно протянуть до места установки бортового компьютера.
  • ​ Подключить его к датчику, регулирующего уровень топлива в машине.
  • ​ Снять щиток приборов, получив доступ к серой колодке.
  • ​ Отсоединить блок предохранителей.

Примечание: он установлен слева от водителя.

  • ​ Из серой колодки нужно вытянуть розовый провод, который дает сигнал топливному датчику. К нему нужно подсоединить розовый жгутовой провод.
  • ​ Установить бортовой компьютер.
  • ​ Включить зажигание и проверить, как он работает.

Наша инструкция поможет без проблем установить бортовой компьютер на машину своими руками. Примерная цена бортового компьютера колеблется в пределах 2000 рублей.За работу авто слесаря нужно будет заплатить еще около 2000 рублей. Поэтому можно сэкономить, проделав всю работу самостоятельно.Прежде чем начать работу, следует рассмотреть фото и видео на заданную тему.

Возникла у меня однажды потребность в бортовом компьютере для моей «ласточки» ВАЗ2110. Двигатель там инжекторный и управляет им невероятно умный Электронный Блок Управления (ЭБУ), который может много чего о себе и двигателе рассказать, если его правильно попросить.

Во-первых удобно узнавать причину включения индикатора Check Engine на приборной панели (не то чтобы он часто включался, но все же), а во-вторых можно узнавать кучу интересных и полезных параметров двигателя (состояние того же датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)).

Естественно, сначала я посетил авторынок, с мыслью о том, что столь простой девайс просто обязан стоить недорого. Какого же было мое удивление, когда я увидел цены. Даже не знаю, чего туда напихали производители, но цены никак не укладывалась в категорию адекватных.

В связи с этим решил сделать девайс самостоятельно. Благо, протокол общения с ЭБУ (Keyword Protocol 2000) крайне простой и на просторах интернета есть его полное описание. Обмен данными идет по принципу запрос-ответ в асинхронном режиме по одному проводу.

Изначально хотел собрать схему на AVR микроконтроллере (далее МК) Atmega16 или Atmega32 и дисплее от какого-нибудь древнего мобильника с разрешением 176х220 или около того. Но потом вспомнил, что в стародавние времена, когда доллар был совсем дешевый, я заказал вот такой дисплей:

Судя по описанию это цветной TFT дисплей с разрешение 320х240 и диагональю 3.2″, управляет им контроллер SSD1289. Кроме этого, на дисплей установлена сенсорная панель, которую обслуживает АЦП, установленный на плате с дисплеем и связывающийся с МК по SPI.

Стоило это чудо китайской техники в районе 300р. и имело всего один маленький недостаток — параллельная шина данных для управления контроллером дисплея. А это 21 провод (16 — шина данных и 5 — служебные). Т.е. Atmega32 сюда уже явно не подходит ни по количеству выводов, ни по быстродействию, значит надо что-то мощнее.

В итоге остановился на STM32, довольно дешевые и мощные МК. После некоторого времени поисков, я обнаружил, что у STM32 контроллеров есть замечательная штука под названием FSMC (Flexible static memory controller). Это интерфейс для подключения внешней памяти по параллельной шине данных, при этом МК будет с ней работать как со своей внутренней, адресное пространство расширяется во внешнюю память. Т.е. просто указываем адрес и пишем данные.

Выбор пал на STM32F103VCT6. Представляет собой 100-лапую многоножку в LQFP корпусе содержит на борту блок FSMC, ЦАП, целую пачку USART, SPI и т.п., 256 Кб памяти (хоть запрограммируйся), и имеет тактовую частоту ядра 72МГц (без проблем повышаемую до 120 МГц без потери стабильности работы МК).

Полное описание можно посмотреть в даташите, который приложен к статье. Далее была продумана структура устройства. Интерфейс сразу решено было делать на основе графических элементов (проще говоря картинок), то потребовалось решить проблему хранения этой самой графики. Т.к. дисплей достаточно большой да еще и на вывод каждого пикселя идет минимум 16 бит информации (режим RGB565), то о хранении графики в памяти МК не может быть и речи.

Поэтому было принято решение подключить SD карту и всю мультимедийную информацию хранить на ней. И тут опять на помощь пришел огромный набор периферии STM32 контроллеров. Для SD карты тут имеется специальный интерфейс SDIO, это «родной» интерфейс для карточек памяти SD и MicroSD (правда, об этом я узнал позже, когда наступил на первые грабли).

Итак, функционал получился следующим:

  • Получение с ЭБУ таких параметров, как: Напряжение сети, Обороты двигателя, Температура двигателя, Расход топлива (мгновенный, на 100км), Скорость движения, Положение дроссельной заслонки, Напряжение на ДМРВ, Время впрыска, Массовый расход воздуха, Цикловой расход воздуха, Длительность импульса впрыска, Положение регулятора холостого хода. Чтение и сброс ошибок.
  • Индикация исправности ламп и уровня охлаждающей жидкости.
  • Напоминание о замене фильтров.
  • Подсчет пройденного расстояния и потраченного топлива.
  • Управление фарами и габаритными огнями.
  • Измерение температуры в салоне и за бортом с ведением статистики.
  • Показ времени.
  • Управление освещением салона.
  • Звуковые и световые уведомления.

Также в планах было через реализовать USB диагностический адаптер, как одну из функций, но пока маловато свободного времени и USB на STM32 еще не разобрался.

Конечно, баги еще иногда проскакивают, но большая часть функционала работает нормально, а баги постепенно отлавливаются и исправляются.

Как только определился с железом и функционалом, сделал схему и развел плата. Как оказалось позднее, продумана схема была не очень хорошо (изначально SD карточка подключалась по SPI и ей катастрофически не хватало скорости работы, ну и разные мелкие недоработки).

В результате была и вторая и третья версия схемы, но в итоге все получилось, железо работает очень стабильно и на жаре и на холоде. В ходе изготовления и доработок было принято решение разделить устройство на блоки: Основная плата с МК, его обвзязкой и питанием, УНЧ, K-Line адаптер и плата microSD и USB.

Рассмотрим схему каждого из них подробнее. Итак, плата с МК:

Пойдем слева направо, сверху вниз. Разъем с загадочным названием D/S1 предназначен для контроля открытия дверей и включения зажигания. К разъемам SENSORS и USART подключается плата с адаптером K-Line и транзисторными ключами для контроля выхода реле контроля ламп, датчика уровня охлаждающей жидкости и датчика скорости.

Далее идет разъем P12, контакт Photo — это фоторезистор для контроля освещенности, второй вывод подключается на GND, SPEED — сигнал датчика скорости с платы адаптера K-Line. На разъем POWER подается питание схемы, а так же снимается напряжение для освещения салона.

В правой части схемы расположены разъемы для подключения периферии. К разъемам P2, P5, P9 и PEN_IRQ подключаются дисплей с подсветкой и АЦП сенсорной панели, micro SD карта, и USB разъем. С DS18b20 вроде все понятно. Разъем SOUND для подключения УНЧ (звуковые уведомления)

, K-Line_Pow — питание платы с адаптером, AMP_Pow — питание УНЧ (изначально питание УНЧ снималось полностью, но оказалось, снимать и подавать питание на УНЧ не лучшая идея, на включение уходит несколько секунд, в результате был использован УНЧ с функцией STDBY, поэтому сейчас выход MOSFET подключен на вход STDBY УНЧ). Ну и разъем LED для подключения светодиода световых уведомлений.

В схеме K-Line адаптера все стандартно, схема собрана на компараторе и довольно известна на просторах интернета:

Здесь же находится обвязка, необходимая для согласования с датчиками.

С SD картой все так же просто, стандартная обвязка для SDIO:

Изначально УНЧ был собран на TDA2003, но из-за отсутствие функции STDBY от него пришлось отказаться и использовать заказанный семплом у Texas Instruments УНЧ LM4991. Это 3-ватнный УНЧ в SO-8 корпусе и питанием 5В. Схема взята из даташита:

УНЧ включен постоянно, но пока никакие звуки воспроизводить не требуется, он находится в режиме STDBY, в результате чего потребление не превышает 2мкА (типовое по даташиту — 0.1мкА).

Плата под SD карту разведены в Sprint Layout, т.к. остались еще от одной из первых версий схемы, а под все остальные в AltiumDesigner, т.к. от Sprint Layout я полностью отказался.

В собранном виде все выглядит вот так:

Фото сделано во время отладки девайса, поэтому тут присутствуют старые платы K-Line адаптера и УНЧ. Новые платы были установлены позже, без полного извлечения устройства из панели автомобиля, поэтому таких подробных фото нет. Но общий смысл, думаю, понятен.

Для подключения дисплея был использован IDE шлейф. Его гораздо удобнее паять, чем обычный китайский, т.к. провода в нем одножильные, в следствие чего можно не волноваться, что при пайке отогнется «волосок» и закоротит на соседний провод. Плюс он обладает большей прочностью.

Китайские многожильные шлейфы использовать не рекомендую. В крайнем случае МГТФ. Изначально уличный датчик температуры был заказан у китайцев (металлическая гильза с проводом), и он оказался действительно водонепроницаемым. Но при первых же заморозках обнаружилось одно интересное и неприятное свойство уличного датчика.

При понижении температуры до -1 градуса он отказывается отвечать на запросы МК. Поэтому позже я сделал водонепроницаемый датчик из обычного, просто обсадив выводы и сам датчик термоусадкой, и залив его с обоих сторон герметиком. Заодно перенес его из под заднего бампера (сильно грелся от подсветки номера) под накладку на заднем треугольном стекле (там во время езды нагревается максимум на 2 градуса).

После чего датчики начали работать стабильно при любой температуре. Так же при первом подключении длинного провода для датчиков, пришлось уменьшить сопротивление подтягивающего резистора с 4.7К до 1К, иначе датчики работать отказывались. Подключение выполнено витой парой.

Установлено все это дело вместо пепельницы возле ручки передач. Для этого была вырезана лицевая панель из оргстекла толщиной около 3мм. и обтянута карбоновой пленкой (по крайней мере китайцы зовут ее именно так). Т.к. поверхность в районе пепельницы имеет изгиб, то сбоку из акриловой смолы сделаны выступы и обточены по изгибу панели.

Делал очень просто, сначала вырезал заготовки из картона, затем приклеил их на оргстекло и промазал стыки пластилином, после чего просто залил туда смолу и после высыхания обработал наждачной бумагой, придав окончательную форму. В итоге сверху и снизу лицевая панель плотно вставляется в паз пепельницы, а по бокам прилегает к панели. По бокам все так же обтянуто карбоном.

Внутри вся электроника закрыта родным кожухом от пепельницы. Разъемы карты памяти и Micro USB выведены под декоративную накладку ручки передач (мягкую). Датчик освещенности выведен сверху панели в решетке обдува лобового стекла, т.к. на него должен попадать уличный свет.

За бесперебойную работу часов отвечает батарейка «таблетка» на напряжение 3В. Менять еще вряд ли когда-то придется. т.к. большую часть времени схема работает от АКБ. Питается схема от DC-DC преобразователя на популярной микросхеме MC34063. Напряжение 3.3В.

А теперь рассмотрим, как все это дело работает.

Пока девайс никто не трогает, он находится в режиме ожидания. Экран погашен и производится лишь опрос датчиков температуры с периодичностью раз в минуту для ведения статистики. Включить устройство можно аж двумя способами:

Первый — прикоснуться к экрану. При этом включится подсветка и будет показан главный экран. Проверка наличия датчиков температуры производится при каждом включении экрана и в случае отсутствия связи с одним из них вместо температуры отобразится N/A.

В этом режиме доступны все настройки, но получение и отображение данных с ЭБУ, естественно, не осуществляется. Если в течении 20 секунд никакие действия со стороны пользователя не осуществляются, то устройство переходит обратно в режим ожидания.

Второй — включить зажигание. В этом случае сначала будет показана заставка и воспроизведен звук включения (если звук активирован в настройках), и по прошествии 8 секунд будет произведено подключение к ЭБУ.

Такая задержка сделана не случайно. Во-первых ЭБУ после подачи питания несколько секунд шлет в линию мусор (по крайней мере мой BOSCH делает именно так), а во-вторых попытка присоединиться к ЭБУ во время или сразу после старта двигателя заканчивалась проблемами с запуском двигателя.

Он либо совсем не стартовал, либо глох сразу после старта. После чего включится Главный экран. Если связь с ЭБУ установлена успешно, то отобразятся считанные данные, иначе будут отображены нули и устройство будет периодически пытаться установить соединение с ЭБУ.

Теперь рассмотрим подробнее Главный экран. Как видно, он состоит из двух зон. Первая зона предназначена для отображения различной информации в виде таблицы. Расшифруем, что там есть:

  • MAIN VOLT. — напряжение в бортовой сети.
  • TEMP. INT. — температура в салоне.
  • TEMP. OUT. — температура за бортом.
  • ENGINE TEMP. — температура двигателя.
  • ENGINE RPM — обороты двигателя в минуту.
  • SPEED — скорость движения км/ч.
  • FUEL RATE — мгновенный расход топлива в литрах.

Все значения, кроме температуры в салоне и за бортом читаются из пакетов, выпрашиваемых у ЭБУ. Отрицательные температуры (и двигателя в том числе) отображаются синим цветом (знак минуса туда никак не помещался). Для отображения оборотов так же требуется 4 цифры, которые в отведенное место никак не помещаются.

Поэтому сделано следующим образом. Когда значение меньше 1000 цвет цифр светло-голубой, если значение больше 1000, цвет изменяется на зеленый, единицы оборотов при этом не отображаются (128 = 1280-1289 об/мин), а при превышении 3500 — цвет цифр становится красным.

Во второй зоне расположены иконки состояния. Слева направо:

Часть иконок кликабельна и открывает дополнительные информационные экраны. Это: Температура за бортом, Расход топлива, Время, Индикаторы замены фильтров. При нажатии на иконку (ну или прямо на цифры, относящиеся к ней) расхода открывается экран статистики. Здесь отображаются Максимальное, Минимальное значения. Для уличной температуры он будет выглядеть так:

Здесь выводится записанная за сутки таблица температур. Обнуление происходит в 00:00. Нажатие на кнопку CANCEL возвратит нас на Главный экран.

Нажатие на Время откроет экран статистики поездки:

Здесь отображаются Время поездки (TIME OF TRAVEL), Пройденный путь за поездку (PASSED WAY), Израсходованное топливо (FUEL CONSUMED) и Расход на 100км. (FUEL PER 100KM). При этом есть 2 режима работы. Пока не нажата кнопка START, данные сбрасываются через 5 минут после остановки двигателя.

Нажатие на иконку замены фильтров откроет вот такой экран статистики:

Здесь отображается пробег с моменты замены фильтра. Удержание кнопки RESET сбрасывает показания для соответствующего фильтра и делается после каждой замены. Подсчет расстояния идет по импульсам с датчика скорости.

На этом функции Главного экрана заканчиваются. Теперь рассмотрим экран настроек, который вызывается по нажатию кнопки Настройки в правом нижнем углу экрана. Выглядит он следующим образом:

Здесь можно увидеть 6 иконок. Каждая из них открывает свой пункт настроек. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Тут мы видим:

  • Напряжение в сети (MAIN VOLT.);
  • Обороты (ENGINE RPM), цветовое обозначение такое же, как на главном экране;
  • Расход воздуха (AIR FLOW);
  • Датчик массового расхода воздуха (MAF SENSOR);
  • Положение дроссельной заслонки (THROTTLE POSITION);
  • Время впрыска (INJECT. TIME);
  • Регулятор положения ХХ (REG-R IDLE);
  • Напряжение на ДМРВ (очень полезные параметр, позволяет узнать исправность датчика) (MAF VOLT.).

У меня ошибок нет, поэтому на экране пусто. Коды ошибок также можно сохранить на карту памяти, нажатием кнопки SAVE. Это будет текстовый файл под названием errors.txt. Помимо этого, ошибки можно сбросить, путем удерживания кнопки RESET. Довольно полезная функция, ЭБУ не всегда сбрасывает ошибки после замены неисправных датчиков. Если сброс прошел успешно, на экране появится соответствующее уведомление, после чего, ошибки будут считаны еще раз.

Установка осуществляется нажатием на цифры. То, значение, которое изменяется в данный момент, обозначено стрелкой. Выбор устанавливаемого параметра (часы/минуты) осуществляется нажатием на эти самые часы или минуты. Применение настроек по нажатию кнопки Apply.

Верхняя шкала показывает текущий уровень освещенности. А нижняя служит для установки уровня, при котором должны включаться фары. При этом если движение только началось, то фары включаются сразу, а в случае, если машина уже двигалась до снижения уровня освещенности ниже заданного уровня, то включение произойдет лишь через 15 секунд.

Если же машина стоит на месте (завелись, греем двигатель), то фары включаться не будут. Определение начала движения происходит и по датчику скорости и по данным ЭБУ. Поэтому данная функция будет работать даже в том случае, если нет соединения с ЭБУ.

Всего одна шкала. При настройки яркости, уровень меняется сразу же, но если не нажать на кнопку APPLY, то после выхода будет возвращено предыдущее значение. После настройки, яркость дисплея будет автоматически изменяться пропорционально текущему уровню освещенности, основываясь на том уровне, который был задан пользователем.

На этом различные меню и настройки заканчиваются. остается всего несколько функций:

  • Управление габаритными огнями. Если после включения двигателя машина стоит на месте, то включение произойдет через 2 минуты. Если же началось движение, или температура двигателя достигла 40 градусов или больше, включение произойдет сразу. Отключение происходит через минуту после остановки двигателя.
  • Управление освещение салона. При открывании двери начинается плавное нарастание яркости лампы, которое длится около 13 секунд. Если же дверь закрыть, то яркость останется на том уровне, до которого успела дойти, пока дверь была открыта. Далее, если машина стоит, то через 10 секунд яркость начнет снижаться (скорость снижения в 2 раза ниже нарастания). Если же начато движение, то лампа будет погашена практически сразу.
  • Звуковые уведомления. Всего таких уведомлений 3. Одно из них звук заставки, второе — звук уведомления включения фар/габаритов, третье — все остальное.
  • Световые уведомления. Их 4. Первое — светодиод зажигается при нажатии на экран, второе — уведомление о включении/отключении фар/габаритов (2 вспышки с интервалом 0,5 сек.), третье — уведомление от тревогах (5 вспышек с интервалом 0,2сек.) и четвертое — уведомление о дежурном режиме (одна вспышка с интервалом 5 сек.). Этот вид уведомлений не отключается.

На этом текущий функционал заканчивается. Теперь рассмотрим некоторые технические аспекты работы девайса.

  • Графика. Весь интерфейс представлен в виде обычных изображений в формате BMP. Цветовое пространство RGB565. Сами картинки должны быть отзеркалены по вертикали. Хранятся на карте памяти в каталоге /sys.
  • Звук. Со звуком все еще проще, тут обычные WAV файлы, моно, 8 бит. Частота дискретизации особого значения не имеет, в программе предусмотрена автоподстройка. Длительность звука включения не более 6 сек, а уведомлений не более 2 сек. Хранятся на карте памяти в каталоге /sys.
  • Карта памяти. Обычная Micro SD (или SD) карточка, отформатированная в FAT/FAT32. Проверял и 128Мб и 8Гб — работают. На карте хранятся как элементы интерфейса, так и все настройки девайса (/sys/settings.bin). Поэтому при каждом включении производится поиск карточки, и если ее нет, то выводится сообщение:

Для запуска, следует вставить карту и нажать на предупреждение. После чего, система начнет работу.

Калибровка дисплея. При первой подаче питания на устройство необходимо провести калибровку сенсора. Проводится она очень легко, необходимо нажать в центр перекрестий, появляющихся на экране. Всего таких точек 4.

После завершения процесса калибровки, значения сохранятся на карту памяти в файл /sys/touch.bin. Соответственно, удаление этого файла повлечет за собой повторную калибровку.

В целом интерфейс получился очень шустрый, переключения происходят мгновенно. Небольшой видеоролик в конце статьи демонстрирует его работу. Шрифты в прошивке только английские, слова короче, проще вмещать их на экране. Всего шрифтов 3, один из них только цифровой для отображения параметров, и два буквенно-символьные-цифровые. Один с большими символами, другой с маленькими.

Прошивка написана на языке Си в среде Eclipse, исходники прилагаются. Занято около 1/5 памяти МК, так что еще есть куда развиваться. Также прилагаю файлы, необходимые для работы девайса. Само устройство работает в машине больше года и вполне неплохо.

Работало и летом на 40-градусной жаре и зимой при -20. Никаких проблем не выявлено. Дисплей никак не реагирует на мороз, замедления вывода не происходит. Обновления прошивки постараюсь выкладывать в комментариях. В принципе не проблема добавить поддержку нескольких протоколов общения с ЭБУ и сделать при этом их подгрузку с карты памяти (пишем в текстовый файлик команды, кидает на карточку, а далее МК уже сам с ними разбирается). Пока протестирована работа с ЭБУ BOSCH на машине 2001г выпуска. На этом у меня все.

Оцените статью
OverComp.ru