- Деталь
- Набор твердотельное моделирование
- Инструментальная панель системная
- Инструментальная панель эскиз
- Инструментальная панель элементы тела
- Инструментальная панель элементы каркаса
- Инструментальная панель массив, копирование
- Инструментальная панель вспомогательные элементы
- Инструментальная панель размеры
- Инструментальная панель обозначения
- Инструментальная панель диагностика
- Инструментальная панель чертеж
- Набор листовое моделирование
- Набор каркас и поверхности
- Инструментальная панель поверхности
- Инструментальная панель каркас
- Набор инструменты эскиза
- Инструментальная панель геометрия
- Панель обозначения
- Инструментальная панель изменение геометрии
- Инструментальная панель размеры
- Инструментальная панель ограничения
- Инструментальная панель диагностика
- Инструментальная панель инструменты
- Инструментальная панель проверка документа
- Корпус из листового металла
- Корпус сложной формы
- Набор твердотельное моделирование
- Инструментальная панель системная
- Инструментальная панель эскиз
- Инструментальная панель элементы тела
- Инструментальная панель элементы каркаса
- Инструментальная панель массив, копирование
- Инструментальная панель вспомогательные элементы
- Инструментальная панель размеры
- Инструментальная панель обозначения
- Инструментальная панель диагностика
- Инструментальная панель чертеж
- Набор черчение
- Инструментальная панель геометрия
- Инструментальная панель правка
- Инструментальная панель размеры
- Панель обозначения
- Инструментальная панель ограничения
- Инструментальная панель диагностика
- Инструментальная панель виды
- Инструментальная панель вставки и макроэлементы
- Инструментальная панель рецензент
- Инструментальная панель инструменты
- Инструментальная панель отверстия и резьбы
- Печатная вешалка
- Чертеж
- Набор черчение
- Инструментальная панель геометрия
- Инструментальная панель правка
- Инструментальная панель размеры
- Панель обозначения
- Инструментальная панель ограничения
- Инструментальная панель диагностика
- Инструментальная панель виды
- Инструментальная панель вставки и макроэлементы
- Инструментальная панель рецензент
- Инструментальная панель инструменты
- Инструментальная панель отверстия и резьбы
Деталь
Интерфейс документа Деталь и пример использования (Картинка кликабельна)Количество наборов в документах зависит от установленных приложений и примененной конфигурации. Здесь рассматриваются только основные наборы, остальное можно без труда изучить самостоятельно и с помощью справки.
Набор твердотельное моделирование
Сначала подробно рассмотрим набор Твердотельное моделирование, т.к. именно с его помощью можно выполнить 90% задач.
Все инструменты разбиты на группы, называемые инструментальные панели.
Инструментальная панель системная
В панели «Системная» содержатся стандартные инструменты для создания нового документа, открытия сохраненного, вывода на печать, отмены и повтора действия и активация предварительного просмотра.
Инструментальная панель эскиз
Большинство построений в КОМПАС-3D начинается с построения эскиза — плоского контура, которому в дальнейшем придается объём с помощью формообразующих операций.
В панели Эскиз содержатся наиболее часто используемые инструменты для построения плоских контуров.
По умолчанию панель состоит из одного столбика команд в три строки. Остальные команды находятся в «подвале», который можно раскрыть кликом по строке с названием панели. Если вам неудобно каждый раз раскрывать «подвал», вы можете раскрыть контекстное меню и выбрать в нём Показать на панели все команды.
На рисунке показан вид свернутой и развернутой панели.
В данной панели мы видим инструменты:
Автолиния
Данный инструмент нужен для построения линии, которая рисуется при помощи точек. Эти точки могут привязываться к другим объектам или устанавливаться в произвольном порядке. Нужна Автолиния, например, для построения контура фигуры. Если в дальнейшем ее выдавить, получится заготовка нужной формы.
Окружность
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения окружностей разными способами.
Прямоугольник
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения прямоугольников и многоугольников разными способами.
Автоосевая
Команда предназначена для упрощенного создания различных типов осевых линий.
Вспомогательная прямая
Группа команд служит для создания различных вспомогательных прямых, необходимых для прикидочных построений, а также помогает неопытным пользователям строить основную геометрию, т.к. заменяет линейку или рейсшину на экране.
Спроецировать объект
Команда создает в эскизе проекцию на плоскости геометрии из трёхмерной модели или другого эскиза, которая параметрически связана с источником проекции.
После активации любой из этих команд система запускает процесс размещения эскиза на плоскости, а затем переходит в режим эскиза. Режим эскиза представляет собой обычное черчение на плоскости. В режиме эскиза открывается набор инструменты эскиза — соответственно появляются дополнительные команды.
Процесс размещения эскиза на плоскости
Конец описания панели Эскиз
Инструментальная панель элементы тела
Команды данной панели служат для превращения плоского контура в трёхмерную модель или «твёрдое тело», а также для модифицирования получившейся модели различными способами.
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения формообразующих элементов. Выдавливание необходимо для того, чтобы придать заданному контуру объем путём выдавливания его в указанном прямом направлении. Вращение придает объем путем вращения контура вокруг оси симметрии. Элемент по траектории (
ранее эта команда называлась Кинематическая операция
) придает объем контуру вдоль указанной пользователем траектории. Элемент по сечениям создает твердое тело из нескольких указанных плоских контуров.
Вырезать выдавливанием
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для вырезания из тела таких же элементов, которые добавляются в прошлой группе команд.
Скругление
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения.
Отверстие простое
Данный элемент представляет собой группу команд, которые позволяют проделывать отверстия в заготовках путем придания им диаметра и глубины. Также тут задается фаска.
Булева операция
Эта функция нужна для вычитания или удаления объема определенного тела из другого объекта. Может понадобиться, например, когда нам нужно прорезать форму звездочки в прямоугольнике или проделать отверстия под болты.
Придать толщину
Данная команда добавляет слой материала на грань или поверхность.
Сечение
Данная команда отсекает часть тела с помощью эскиза, плоскости или поверхности
Масштабировать
Данная команда пропорционально изменяет размер тела или всей детали.
Ребро жесткости
Ребро жесткости нужно для придания прочности любой конструкции, особенно в тех ее местах, где ставить полноценную стенку непрактично.
Оболочка
Оболочка оставляет от тела тонкий слой материала, нанесенный на внешнюю или внутреннюю поверхность, оставшуюся от тела.
Изменить положение
Создает новое тело, поверхность или деталь путем смены положения существующего объекта.
Добавить деталь заготовку…
При помощи этой функции в наш проект можно добавить любую деталь, сохраненную прежде.
Уклон
Данная команда наклоняет существующую грань относительно другой грани.
Конец описания панели Элементы тела
Инструментальная панель элементы каркаса
Инструментальная панель массив, копирование
Инструментальная панель вспомогательные элементы
Инструментальная панель размеры
Инструментальная панель обозначения
Инструментальная панель диагностика
Показывает всю доступную информацию об указанном объекте: точке, ребре, грани, теле, детали, сборке.
Расстояние и угол
Группа команд, предназначенных для получения информации о расстояниях и углах между объектами, длинах кривых, площадях и взаимном расположении объектов.
МЦХ модели
Показывает массоцентровочные характеристики тела, детали или сборки.
Проверка пересечений
Показывает пересечения и касания между телами, деталями или сборками.
Конец описания панели Диагностика
Инструментальная панель чертеж
Конец описания набора Твердотельное моделирование
Набор листовое моделирование
Для создания листовых деталей служит набор Листовое моделирование.
Набор каркас и поверхности
Для создания деталей сложной формы служит набор Каркас и поверхности.
Уникальной является только инструментальная панель
Поверхности
. Также по сравнению с набором Твердотельное моделирование расширена панель
Каркас
.
Инструментальная панель поверхности
Группа команд, предназначенных для создания формообразующих поверхностей. Выдавливание необходимо для того, чтобы создать из заданного контура поверхность путём выдавливания его в указанном прямом направлении. Вращение создает поверхность путем вращение контура вокруг оси симметрии. Поверхность по траектории создает поверхность из контура вдоль указанной пользователем траектории. Поверхность по сечениям создает поверхность из нескольких указанных плоских контуров.
Заплатка
Создает поверхность-заплатку, с помощью которой можно закрыть какой-то контур, зазор или отверстие.
Сшивка поверхностей
Позволяет объединить разные поверхности в общую группу, чтобы над ними можно было проводить операции, как над единым объектом. Также сшивка позволяет получить твердое тело из замкнутого набора поверхностей.
Продление поверхности
Позволяет продлевать существующие поверхности.
Линейчатая поверхность
Используется для соединения двух кривых. Кривые могут иметь сколько угодно сложную форму.
Соединение всегда идет по кратчайшему расстоянию. Если соединение не может быть обеспечено единой поверхностью, то линейчатая поверхность разбивается на сегменты.
Эквидистанта поверхности
Создает поверхность на определенном расстоянии от указанной.
Если установить нулевое расстояние, то создается копия указанной поверхности.
Поверхность соединения
Используется для двух ребер или двух гладких цепочек ребер одной из граней. При этом функционал позволяет настроить тип сопряжения поверхностей, соединение может быть касательным, гладким и перпендикулярным. Если же оставить тип сопряжения неизменным, то результат будет совпадать с линейчатой поверхностью.
Импортированная поверхность
Импортирует поверхность из файла, созданного в другой САПР или расчетной программе.
Усечение поверхности
Напоминает по функционалу твердотельную операцию вырезания. Только режет поверхности и группы сшитых поверхностей с помощью эскизов, кривых и других поверхностей.
Разбиение поверхности
Похоже по принципу на усечение с той лишь разницей, что усеченная часть не удаляется, а остается на месте.
Удалить грани
Позволяет удалить грань или поверхность. С её помощью можно удалять лишние поверхности, результаты разбиения поверхности и превращать твердые тела в набор поверхностей (в дереве при этом появляется сообщение о нарушении целостности тела).
Поверхность по сети кривых
Позволяет создать поверхность на основе двух взаимно пересекающихся групп кривых.
Поверхность по сети точек
Может быть использована для создания поверхностей из облака точек, например, полученных с 3D-сканера, или из точек, полученных математическими расчетами. Поверхность должна образовывать четкую повторяющуюся структуру.
Поверхность по пласту точек
Может быть использована для создания поверхностей из облака точек, например, полученных с 3D-сканера, или из точек, полученных математическими расчетами. Поверхность может быть относительно хаотична — система сама попытается структурировать точки для создания поверхности.
Конец описания панели Поверхности
Инструментальная панель каркас
Конец описания набора Каркас и поверхности
Набор инструменты эскиза
Набор
Инструменты эскиза
является расширенной версией инструментальной панели
Эскиз
и содержит все команды, которые можно использовать для создания плоских контуров. Также набор позволяет редактировать, проверять и анализировать созданные контуры, а также накладывать на контуры геометрические ограничения и параметризовать их.
Вход в режим Эскиз осуществляется через кнопку Создать эскиз или через одну из команд инструментальной панели Эскиз
Для индикации режима Эскиз служит зеленый цвет, которым подсвечивается закладка, верхняя граница инструментальной области, заголовочная часть панели Параметры и кнопка «Создать эскиз». Также в правом верхнем углу области модели появляется большая кнопка выхода из режима, которая также служит и для индикации.
Набор Инструменты эскиза предназначен для редактирования плоской геометрии. Включает в себя несколько инструментальных панелей. Описаны только отличающиеся.
Инструментальная панель геометрия
Панель Геометрия служит для создания всех плоских контуров, которые можно использовать в эскизе. Также позволяет проецировать объекты и создавать вспомогательную геометрию, которая не видна вне режима эскиза.
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских отрезков.
Точка
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских точек.
Сплайн
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских кривых. Сплайн по точкам точно следует за указанными точками, Сплайн по полюсам и Кривая Безье стремятся к указанным точкам, но как правило не касаются их. При этом Кривая Безье позволяет также задать вес каждой указанной точки, от которого зависит, как сильно будет стремиться к данной точке кривая. Ломаная представляет собой набор отрезков, которые соединяют указанные пользователем точки.
Дуга
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских дуг.
Эквидистанта
Создает на указанном пользователем расстоянии от контура ещё один контур, который стремится максимально повторить исходный контур.
Коническая кривая
Создаёт коническую кривую. Данная кривая имеет очень широкое применение при проектировании авиакосмической техники для создания обтекаемого профиля.
Фаска
Создаёт фаску на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Скругление
Создаёт скругление на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Эллипс
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских эллипсов.
Конец описания панели Геометрия
Панель обозначения
Инструментальная панель изменение геометрии
Инструментальная панель размеры
Инструментальная панель ограничения
Инструментальная панель диагностика
Инструментальная панель инструменты
Инструментальная панель проверка документа
Конец описания набора Инструменты эскиза
Конец описания документа Деталь
Корпус из листового металла
Создавать банальный ящик из листа неинтересно — с этим каждый и так разберётся, да и видеоуроков много. Попробуем построить из листа аналог корпуса, который делался поверхностным моделированием в прошлом уроке. Полностью его повторить не получится, но хотя бы основную форму.
- Создадим деталь
- Для удобства включим специализацию Листовая деталь. Выберем меню Файл — Специализация — Листовая деталь.
- Базовый набор сменился на «Листовое моделирование».
- Запустим команду Автолиния. Создадим эскиз в плоскости ZX. Строим первую точку чуть выше начала координат.
- Строим вторую точку в начале координат, а третью чуть правее начала координат.
- Переключаемся на дугу. Строим произвольную дугу до уровня середины первого отрезка.
- Снова переключаемся на отрезок. Строим вертикальный отрезок до горизонтального уровня точки начала построения.
- Запускаем команду «Выравнивание» Выравниваем по горизонтали начальную и конечную точки автолинии.
- Выравниваем по горизонтали середину первого отрезка и вторую точку дуги.
- Запускаем команду «Касание» Указываем дугу и последний отрезок.
- Запускаем команду «Авторазмер». Строим размеры как на картинке. Запускаем команду Листовое тело.
- Строим листовое тело с толщиной 2 мм, радиусом 4 мм, на расстояние 200 мм. Запускаем команду «Сгиб».
- Указываем верхнее ребро боковой грани. Переключим тип задания ширины на «Два отступа». Установим отступ слева 4 мм. Установим способ построения продолжения сгиба «До объекта». Указываем в качестве объекта одну из вершин вертикального ребра. Устанавливаем радиус 4 мм. Создаём новый эскиз.
- Указываем грань сгиба в качестве плоскости для построения эскиза.
- Запускаем команду «Спроецировать объект» и проецируем внешние вертикальное и дугообразное ребра сгиба.
- Достраиваем эскиз как на рисунке. Запускаем команду «Пластина».
- В настройках ничего менять не нужно. Запускаем команду «Замыкание углов».
- Указываем сгиб. Устанавливаем способ замыкания «Замыкание с перекрытием».Запускаем команду «Сгиб».
- Указываем внутреннее ребро вертикальной грани изогнутой части листовой детали. Устанавливаем угол 180 градусов, и радиус 0,001 мм, длину 10 мм. Данный сгиб нужен для жёсткости, также он позволяет убрать острый край. Жмём кнопку «Создать».
- Указываем внутреннюю грань противоположного вертикального ребра. Переключим тип задания ширины на «Два отступа». Установим отступ слева 3 мм, чтобы не было пересечения с боковым сгибом. Остальные параметры не меняем. Запускаем команду «Эскиз».
- Создаем эскиз на боковой грани сгиба.
- Строим горизонтальный отрезок с размерами как на рисунке. Запускаем команду «Буртик».
- Установим высоту буртика 2 мм, радиус — 2 мм и радиус основания буртика — 2 мм. Полученный буртик можно использовать для соединения корпуса с крышкой, также он придаст сгибу жёсткость. Запускаем команду «Эскиз».
- Указываем вертикальную грань изогнутой части
- Строим три равных горизонтальных отрезка с размерами как на рисунке. Запускаем команду «Жалюзи».
- Установим высоту жалюзи 6 мм, ширину — 16 мм и радиус основания жалюзи — 2 мм. Жалюзи нужны, если нам нужен приток воздуха в корпус. Запускаем команду «Зеркальный массив».
- Тип объектов массива указываем — «Тела или поверхности», указываем листовое тело, а в качестве плоскости симметрии указываем Плоскость ZX. Создаём операцию, потом выходим из команды (жмём красный крест), т. к. нам нужно перейти в режим развертки.
- Запускаем режим «Развернуть».
- Указываем горизонтальную часть листового тела.
- Появился фантом развёртки. Жмём создать.
- Запускаем команду «Создать чертеж по модели».
- Выбираем ориентацию модели «Развертка», ставим масштаб 1:1, активируем опцию «Развёртка», раскрываем секцию «Линии» и включаем отображение линий сгибов. Указываем произвольную точку на экране, чтобы расположить вид.
- В дереве раскрываем секцию «Листы». Выбираем формат А0, кратность «х2» и горизонтальное расположение. Перемещаем вид внутрь рамки листа.
- Теперь можно сохранить чертеж в формат DXF (Меню Файл — Сохранить как… и выбрать Dxf) для передачи на резку или же распечатать шаблон для изготовления вручную. Для этого запустим режим «Предварительный просмотр».
- Выбираем нужный чертеж.
- Устанавливаем масштаб 1 (т. е. 100%). Настраиваем доступный вам принтер и жмём кнопку «Вывести на печать».
Распечатанные листы А4 можно наклеить на лист металла и вырезать контур ножницами по металлу, после этого согнуть с помощью тисков и молотка, но проще конечно же сохранить в DXF и передать для изготовления на специализированное предприятие.
Конец описания поверхностного моделирования
Корпус сложной формы
Допустим у вас разработан подобный концепт-дизайн корпуса. Вам требуется воплотить его в реальность.
С помощью твердотельного моделирования это сделать затруднительно, так как форма сложная.
В лучшем случае удастся получить что-то подобное или же потребуется слишком много усилий.
Используем для получения требуемой формы поверхностное моделирование.
Для начала разобьем исходное изображение на формообразующие элементы.
- Создаем деталь.
- Создаем эскиз в плоскости ZY. Запускаем команду Коническая кривая.
- Строим произвольную коническую кривую, устанавливаем коэффициент 0,5.
- Активируем режим отображения степеней свободы.
- Запускаем команду авторазмер и проставляем размеры как на картинке.
- Запускаем команду Выравнивание, указываем нижнюю точку конической кривой и начало координат, выбираем горизонтальную прямую, чтобы выровнять точки по горизонтали.
- Строим вертикальную автоосевую из начала координат. На изображении размер убран вниз, чтобы не мешать построению.
- Запускаем команду Зеркально отразить. Указываем коническую кривую. Жмём Создать.
- Указываем осевую линию. Затем запускаем команду Отрезок.
- Строим отрезок между нижними точками конических кривых. Выходим из режима эскиза.
- Создаем новый эскиз в XZ.
- Снова строим коническую кривую (коэффициент 0,75) и проставляем размеры и зависимости, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.
- Запускаем команду «Спроецировать объект».
- Указываем плоскость XY.
- Проецируем в эскиз нижнюю точку конической кривой, построенной ранее. Чтобы увидеть кривую, удобнее всего развернуть модель, используя правую кнопку мыши.
- Запускаем команду «Сплайн по точкам». Указываем 5 точек так, чтобы средняя совпала со спроецированной точкой. Запускаем команду Выравнивание.
- Попарно указываем непривязанные точки и устанавливаем между ними вертикальность. Запускаем команду Авторазмер.
- Проставляем размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.
- Создаем новый эскиз в плоскости ZY. Запускаем команду «Сплайн по полюсам». Строим произвольный сплайн из 7 полюсов. Запускаем команду авторазмер.
- Проставляем размеры, как на рисунке. Выходим из режима эскиза.
- Основные формообразующие эскизы построены — можно приступать к построению поверхностей.
- Переключаемся на набор «Каркас и поверхности». Запускаем команду «Поверхность выдавливания».
- Открываем прозрачное дерево. Выбираем первый эскиз и устанавливаем расстояние 180 мм. Создаём операцию.
- Запускаем команду Поверхность по траектории.
- Указываем третий эскиз в качестве сечения, а второй в качестве траектории. Выбираем способ построения «Сохранять угол наклона». Создаём операцию.
- Снова запускаем команду «Поверхность выдавливания». Указываем четвертый эскиз и расстояние 200 мм. Запускаем команду Усечение поверхности.
- Указываем в дереве поверхность выдавливания. Переключаемся на секущий объект — указываем кинематическую поверхность. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть, образующая нужную нам поверхность. Создаём операцию.
- Выбираем кинематическую поверхность и первый эскиз в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть, образующая нужную нам поверхность. Запускаем команду Сшивка поверхностей.
- Указываем оставшиеся после усечения части кинематической поверхности и поверхности выдавливания. Запускаем команду Эквидистанта поверхности.
- Указываем сшивку поверхностей в дереве. При создании эквидистанты неизбежно проявляются краевые эффекты. Их необходимо отсечь. Запустим смещенную плоскость для создания усечения.
- Строим смещенную плоскость на расстоянии 2 мм в сторону поверхностей. Запускаем команду Усечение поверхности.
- Указываем сшивку поверхностей и смещенную плоскость в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть, образующая нужную нам поверхность. Создадим операцию.
- Указываем эквидистанту поверхности и смещенную плоскость в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть, образующая нужную нам поверхность. Создадим операцию.
- Указываем «Поверхность выдавливания:2» и смещенную плоскость в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть, образующая нужную нам поверхность. Запускаем команду Разбиение поверхности.
- Указываем в дереве сшивку поверхностей и в окне модели «Поверхность выдавливания:2» в качестве секущего объекта. Создадим операцию.
- Указываем в дереве эквидистанту поверхности и в окне модели «Поверхность выдавливания:2» в качестве секущего объекта. Запускаем команду Усечение поверхности.
- Указываем в окне модели «Поверхность выдавливания:2» и в дереве сшивку поверхностей в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась внутренняя часть. Создадим операцию.
- Указываем в окне модели оставшуюся часть поверхности выдавливания и в дереве эквидистанту поверхности в качестве секущего объекта. При необходимости сменим направление, чтобы оставалась часть между сшивкой и эквидистантой. Запускаем команду «Удалить грани».
- Указываем три внутренних грани (эквидистанты) сверху и четыре внешних грани (сшивки) снизу. Запускаем команду Заплатка.
- Указываем рёбра поверхности для образования контура заплатки. Запускаем команду Сшивка поверхностей.
- Указываем в дереве сшивку поверхностей, эквидистанту поверхности,«Поверхность выдавливания:2» и заплатку. Создадим операцию.
- Переключаемся на набор «Твердотельное моделирование». Запускаем команду Скругление. Устанавливаем радиус 11 мм, указываем ребра, как на рисунке. Создадим операцию.
- Устанавливаем радиус 6 мм, указываем ребра, как на рисунке. Создадим операцию.
- Переключаемся на способ с постоянной хордой. Устанавливаем радиус 3 мм, указываем два ребра, как на рисунке, остальные выделяться автоматически, т. к. скругление продлевается по касательным ребрам. Запускаем команду Оболочка.
- Указываем плоскую грань (команда может удалить только плоские грани). Устанавливаем толщину оболочки 3 мм (толщина оболочки не может быть больше самого маленького радиуса в модели). Создадим операцию.
- Получился такой корпус. Остаётся дополнить его крепежными элементами для внутренних конструкций и задней части.
Конец описания поверхностного моделирования
Набор твердотельное моделирование
Сначала подробно рассмотрим набор Твердотельное моделирование, т.к. именно с его помощью можно выполнить 90% задач.
Все инструменты разбиты на группы, называемые инструментальные панели.
Инструментальная панель системная
В панели «Системная» содержатся стандартные инструменты для создания нового документа, открытия сохраненного, вывода на печать, отмены и повтора действия и активация предварительного просмотра.
Инструментальная панель эскиз
Большинство построений в КОМПАС-3D начинается с построения эскиза — плоского контура, которому в дальнейшем придается объём с помощью формообразующих операций.
В панели Эскиз содержатся наиболее часто используемые инструменты для построения плоских контуров.
По умолчанию панель состоит из одного столбика команд в три строки. Остальные команды находятся в «подвале», который можно раскрыть кликом по строке с названием панели. Если вам неудобно каждый раз раскрывать «подвал», вы можете раскрыть контекстное меню и выбрать в нём Показать на панели все команды.
На рисунке показан вид свернутой и развернутой панели.
В данной панели мы видим инструменты:
Автолиния
Данный инструмент нужен для построения линии, которая рисуется при помощи точек. Эти точки могут привязываться к другим объектам или устанавливаться в произвольном порядке. Нужна Автолиния, например, для построения контура фигуры. Если в дальнейшем ее выдавить, получится заготовка нужной формы.
Окружность
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения окружностей разными способами.
Прямоугольник
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения прямоугольников и многоугольников разными способами.
Автоосевая
Команда предназначена для упрощенного создания различных типов осевых линий.
Вспомогательная прямая
Группа команд служит для создания различных вспомогательных прямых, необходимых для прикидочных построений, а также помогает неопытным пользователям строить основную геометрию, т.к. заменяет линейку или рейсшину на экране.
Спроецировать объект
Команда создает в эскизе проекцию на плоскости геометрии из трёхмерной модели или другого эскиза, которая параметрически связана с источником проекции.
После активации любой из этих команд система запускает процесс размещения эскиза на плоскости, а затем переходит в режим эскиза. Режим эскиза представляет собой обычное черчение на плоскости. В режиме эскиза открывается набор инструменты эскиза — соответственно появляются дополнительные команды.
Процесс размещения эскиза на плоскости
Конец описания панели Эскиз
Инструментальная панель элементы тела
Команды данной панели служат для превращения плоского контура в трёхмерную модель или «твёрдое тело», а также для модифицирования получившейся модели различными способами.
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения формообразующих элементов. Выдавливание необходимо для того, чтобы придать заданному контуру объем путём выдавливания его в указанном прямом направлении. Вращение придает объем путем вращения контура вокруг оси симметрии. Элемент по траектории (
ранее эта команда называлась Кинематическая операция
) придает объем контуру вдоль указанной пользователем траектории. Элемент по сечениям создает твердое тело из нескольких указанных плоских контуров.
Вырезать выдавливанием
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для вырезания из тела таких же элементов, которые добавляются в прошлой группе команд.
Скругление
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения.
Отверстие простое
Данный элемент представляет собой группу команд, которые позволяют проделывать отверстия в заготовках путем придания им диаметра и глубины. Также тут задается фаска.
Булева операция
Эта функция нужна для вычитания или удаления объема определенного тела из другого объекта. Может понадобиться, например, когда нам нужно прорезать форму звездочки в прямоугольнике или проделать отверстия под болты.
Придать толщину
Данная команда добавляет слой материала на грань или поверхность.
Сечение
Данная команда отсекает часть тела с помощью эскиза, плоскости или поверхности
Масштабировать
Данная команда пропорционально изменяет размер тела или всей детали.
Ребро жесткости
Ребро жесткости нужно для придания прочности любой конструкции, особенно в тех ее местах, где ставить полноценную стенку непрактично.
Оболочка
Оболочка оставляет от тела тонкий слой материала, нанесенный на внешнюю или внутреннюю поверхность, оставшуюся от тела.
Изменить положение
Создает новое тело, поверхность или деталь путем смены положения существующего объекта.
Добавить деталь заготовку…
При помощи этой функции в наш проект можно добавить любую деталь, сохраненную прежде.
Уклон
Данная команда наклоняет существующую грань относительно другой грани.
Конец описания панели Элементы тела
Инструментальная панель элементы каркаса
Инструментальная панель массив, копирование
Инструментальная панель вспомогательные элементы
Инструментальная панель размеры
Инструментальная панель обозначения
Инструментальная панель диагностика
Показывает всю доступную информацию об указанном объекте: точке, ребре, грани, теле, детали, сборке.
Расстояние и угол
Группа команд, предназначенных для получения информации о расстояниях и углах между объектами, длинах кривых, площадях и взаимном расположении объектов.
МЦХ модели
Показывает массоцентровочные характеристики тела, детали или сборки.
Проверка пересечений
Показывает пересечения и касания между телами, деталями или сборками.
Конец описания панели Диагностика
Инструментальная панель чертеж
Конец описания набора Твердотельное моделирование
Набор черчение
Набор Черчение предназначен для создания и редактирования плоской геометрии, обозначений, работы с видами, макроэлементами и вставками чертежа, а также параметризации измерения чертежа. Включает в себя несколько инструментальных панелей.
Инструментальная панель геометрия
Панель Геометрия служит для создания различных плоских кривых, штриховок и прочих чертежных объектов.
Данный инструмент нужен для построения линии, которая рисуется при помощи точек. Эти точки могут привязываться к другим объектам или устанавливаться в произвольном порядке. Автолиния нужна, например, для построения контура фигуры. Если в дальнейшем ее выдавить, получится заготовка нужной формы.
Окружность
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения окружностей разными способами.
Прямоугольник
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения прямоугольников и многоугольников разными способами.
Вспомогательная прямая
Группа команд служит для создания различных вспомогательных прямых, необходимых для прикидочных построений, а также помогает неопытным пользователям строить основную геометрию, т.к. заменяет линейку или рейсшину на экране.
Отрезок
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских отрезков.
Точка
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских точек.
Сплайн
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских кривых. Сплайн по точкам точно следует за указанными точками, Сплайн по полюсам и Кривая Безье стремятся к указанным точкам, но, как правило, не касаются их. При этом Кривая Безье позволяет также задать вес каждой указанной точки, от которого зависит, как сильно будет стремиться к данной точке кривая. Ломаная представляет собой набор отрезков, которые соединяют указанные пользователем точки.
Дуга
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских дуг.
Эквидистанта
Создает на указанном пользователем расстоянии от контура ещё один контур, который стремится максимально повторить исходный контур.
Коническая кривая
Создаёт коническую кривую. Данная кривая имеет очень широкое применение при проектировании авиакосмической техники для создания обтекаемого профиля.
Фаска
Создаёт фаску на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Скругление
Создаёт скругление на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Эллипс
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских эллипсов.
Мультилиния
Команда создает объект, состоящий из одной или нескольких линий, эквидистантных к базовой линии.
Штриховка
Группа команд, предназначенных для создания различных штриховок и заливок.
Собрать контур
Объект по образцу
Команда создает объект, обладающий такими же свойствами, как уже существующий объект.
Конец описания панели Геометрия
Инструментальная панель правка
Панель Правка служит для преобразования геометрии различными способами.
Группа команд, предназначенных для усечения кривых разными способами.
Переместить по координатам
Группа команд, предназначенных для перемещения объектов эскиза.
Копия указанием
Группа команд, предназначенных для создания копий объектов различными способами.
Удалить фаску / скругление
Удаляет фаску или скругление, восстанавливает угол.
Удлинить до ближайшего объекта
Группа команд, предназначенных для удлинения или выравнивания по кривой части эскиза.
Повернуть
Поворачивает объекты на заданный угол.
Масштабировать
Увеличивает или уменьшает объекты на указанный масштаб.
Преобразовать в сплайн
Преобразует любой объект эскиза в сплайн.
Разбить кривую
Группа команд, предназначенных для разбиения кривых.
Зеркально отразить
Создает зеркальную копию выбранной части эскиза.
Деформация перемещением
Группа команд, предназначенных для деформации части эскиза различными способами.
Очистить область
Удаляет все объекты, находящиеся внутри или снаружи указанной границы.
Восстановить удалённый участок линии мультилинии
Группа команд, предназначенных для восстановления удаленных участков или целостности линии мультилинии.
Конец описания панели Правка
Инструментальная панель размеры
Панель Размеры служит для создания различных размерных линий.
Для задания параметрических размеров и корректной работы параметризации требуется включить параметрический режим на панели быстрого доступа.
Параметрический режим
Панель обозначения
Панель Обозначения служит для создания различных поясняющих объектов.
Инструментальная панель ограничения
Панель Ограничения служит для создания различных геометрических ограничений и параметризации объектов.
Для корректной работы параметризации требуется включить параметрический режим на панели быстрого доступа.
Параметрический режим
Инструментальная панель диагностика
Панель Диагностика служит для различных измерений объектов.
Инструментальная панель виды
Панель Виды служит для создания и редактирования видов чертежа.
Инструментальная панель вставки и макроэлементы
Панель Вставки и макроэлементы служит для вставки в чертеж фрагментов, рисунков и видов из других чертежей, а также для создания и редактирования макроэлементов.
Инструментальная панель рецензент
Панель Рецензент служит для просмотра заметок, созданных с помощью набора «Рецензент документов КОМПАС-3D». Приложение «Рецензент документов КОМПАС-3D» новинка 17й версии.
Инструментальная панель инструменты
Панель Инструменты служит для работы с контурами, продления и усечения объектов и выделения размеров с ручным вводом.
Инструментальная панель отверстия и резьбы
Панель Отверстия и резьбы служит для работы с различными отверстиями и резьбами.
Конец описания набора Черчение
Конец описания документа Чертеж
Печатная вешалка
- Сначала создадим новый документ Деталь.
- Кликнем правой кнопкой мыши по корневому элементу дерева и выберем в контекстном меню «Свойства модели».
- Вводим наименование модели «Крючок». Выбираем любой понравившийся цвет, например Салатовый.
- Открываем список материалов, выбираем любой пластик. Жмем ОК в окне «Плотность материалов» и Создать в панели Параметры.
- Жмем Сохранить как, чтобы сохранить деталь.
- Выбираем папку, в которую сохранить модель и жмем Сохранить.
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Прямоугольник», в открывшейся панели выбираем «Многоугольник».
- Указываем плоскость XY.
- Строим многоугольник из начала координат. Установим количество вершин — 6 шт, диаметр 50 мм. Указываем угол — 0 градусов.
- Не завершая предыдущую команду, запускаем команду Операция выдавливания.
- Вводим расстояние — 5 мм, угол — 10 градусов и при необходимости меняем направление угла. Не завершая предыдущую команду, жмем кнопку Эскиз.
- Указываем плоскость ZY.
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Дуга», в открывшейся панели выбираем «Дуга, касательная к кривой».
- Указываем отрезок для касательности и произвольно указываем начальную точку дуги.
- Вводим радиус дуги 10, при необходимости меняем направление дуги и и произвольно указываем конечную точку дуги.
- Если конец дуги оторвался от отрезка, запустим команду Точка на кривой. В качестве кривой укажем отрезок, к которому касательна дуга, а в качестве точки — нижнюю точку дуги.
- Запускаем команду Авторазмер.
- Проставляем радиальный размер, ставим горизонтальные размеры от начала координат до начала и конца дуги. Выходим из режима эскиза.
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Смещенная плоскость», в открывшейся панели выбираем «Плоскость через точку перпендикулярно ребру».
- Указываем дугу, затем начальную точку дуги — создалась плоскость. Не прерывая команду, снова указываем дугу и конечную точку дуги — создалась вторая плоскость.
- Не прерывая прошлую команду, запускаем команду Окружность.
- Указываем верхнюю плоскость.
- Указываем начало координат и вводим диаметр 4 мм. Выходим из режима эскиза.
- Снова запускаем команду Окружность.
- Указываем нижнюю плоскость.
- Указываем начало координат и вводим диаметр 8 мм. Затем зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Элемент выдавливания», в открывшейся панели выбираем «Элемент по сечениям».
- Указываем построенные окружности в качестве сечений, а дугу в качестве осевой линии.
- Не прерывая прошлую команду, запускаем команду «Прямоугольник».
- Выбираем плоскость ZY.
- Строим произвольный прямоугольник из начала координат в сторону крючка.
- Запускаем команду авторазмер и ставим размеры прямоугольника 10 и 13 мм.
- Меняем стиль линии у вертикального отрезка, выходящего из начала координат.
- Запускаем команду Скругление.
- Устанавливаем радиус 4 мм и указываем отрезки у угла, противолежащего от начала координат.
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Элемент выдавливания», в открывшейся панели выбираем «Элемент вращения».
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Отверстие простое», в открывшейся панели выбираем «Отверстие с зенковкой».
- Устанавливаем диаметр отверстия — 4 мм, диаметр зенковки — 6 мм. Раскрываем секцию размещение. Указываем расстояние 1 — 13 мм, расстояние 2 — 6 мм.
- Зажимаем левую кнопку мыши на группе команд «Массив по сетке», в открывшейся панели выбираем «Зеркальный массив».
- Указываем отверстие и плоскость ZY.
- Запускаем команду Скругление.
- Устанавливаем радиус — 2 мм. Указываем грани, которые требуется скруглить. Так как операция последняя, жмем кнопку Создать.
- Готовим модель к 3D-печати. Жмем кнопку «Сохранить как…».
- Выбираем тип файла Stl.
- Нажимаем треугольник справа от кнопки Сохранить и выбираем «Сохранить с параметрами…».
- Указываем максимальное угловое отклонение — 3 градуса и максимальную длину ребра — 5 мм. Максимальное линейное отклонение отключаем.
- Деталь готова к 3D-печати. Осталось передать ее в слайсер принтера и получить g-код.
Конец процесса моделирования твердотельной модели
Чертеж
Интерфейс документа Чертеж и пример использования (Картинка кликабельна)
Основным набором документа является набор Черчение, который, в основном, повторяет набор Инструменты эскиза из режима эскиза в детали.
Набор черчение
Набор Черчение предназначен для создания и редактирования плоской геометрии, обозначений, работы с видами, макроэлементами и вставками чертежа, а также параметризации измерения чертежа. Включает в себя несколько инструментальных панелей.
Инструментальная панель геометрия
Панель Геометрия служит для создания различных плоских кривых, штриховок и прочих чертежных объектов.
Данный инструмент нужен для построения линии, которая рисуется при помощи точек. Эти точки могут привязываться к другим объектам или устанавливаться в произвольном порядке. Автолиния нужна, например, для построения контура фигуры. Если в дальнейшем ее выдавить, получится заготовка нужной формы.
Окружность
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения окружностей разными способами.
Прямоугольник
Данный элемент представляет собой группу команд, предназначенных для построения прямоугольников и многоугольников разными способами.
Вспомогательная прямая
Группа команд служит для создания различных вспомогательных прямых, необходимых для прикидочных построений, а также помогает неопытным пользователям строить основную геометрию, т.к. заменяет линейку или рейсшину на экране.
Отрезок
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских отрезков.
Точка
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских точек.
Сплайн
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских кривых. Сплайн по точкам точно следует за указанными точками, Сплайн по полюсам и Кривая Безье стремятся к указанным точкам, но, как правило, не касаются их. При этом Кривая Безье позволяет также задать вес каждой указанной точки, от которого зависит, как сильно будет стремиться к данной точке кривая. Ломаная представляет собой набор отрезков, которые соединяют указанные пользователем точки.
Дуга
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских дуг.
Эквидистанта
Создает на указанном пользователем расстоянии от контура ещё один контур, который стремится максимально повторить исходный контур.
Коническая кривая
Создаёт коническую кривую. Данная кривая имеет очень широкое применение при проектировании авиакосмической техники для создания обтекаемого профиля.
Фаска
Создаёт фаску на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Скругление
Создаёт скругление на одном или нескольких углах выбранного объекта.
Эллипс
Группа команд, предназначенных для создания различных плоских эллипсов.
Мультилиния
Команда создает объект, состоящий из одной или нескольких линий, эквидистантных к базовой линии.
Штриховка
Группа команд, предназначенных для создания различных штриховок и заливок.
Собрать контур
Объект по образцу
Команда создает объект, обладающий такими же свойствами, как уже существующий объект.
Конец описания панели Геометрия
Инструментальная панель правка
Панель Правка служит для преобразования геометрии различными способами.
Группа команд, предназначенных для усечения кривых разными способами.
Переместить по координатам
Группа команд, предназначенных для перемещения объектов эскиза.
Копия указанием
Группа команд, предназначенных для создания копий объектов различными способами.
Удалить фаску / скругление
Удаляет фаску или скругление, восстанавливает угол.
Удлинить до ближайшего объекта
Группа команд, предназначенных для удлинения или выравнивания по кривой части эскиза.
Повернуть
Поворачивает объекты на заданный угол.
Масштабировать
Увеличивает или уменьшает объекты на указанный масштаб.
Преобразовать в сплайн
Преобразует любой объект эскиза в сплайн.
Разбить кривую
Группа команд, предназначенных для разбиения кривых.
Зеркально отразить
Создает зеркальную копию выбранной части эскиза.
Деформация перемещением
Группа команд, предназначенных для деформации части эскиза различными способами.
Очистить область
Удаляет все объекты, находящиеся внутри или снаружи указанной границы.
Восстановить удалённый участок линии мультилинии
Группа команд, предназначенных для восстановления удаленных участков или целостности линии мультилинии.
Конец описания панели Правка
Инструментальная панель размеры
Панель Размеры служит для создания различных размерных линий.
Для задания параметрических размеров и корректной работы параметризации требуется включить параметрический режим на панели быстрого доступа.
Параметрический режим
Панель обозначения
Панель Обозначения служит для создания различных поясняющих объектов.
Инструментальная панель ограничения
Панель Ограничения служит для создания различных геометрических ограничений и параметризации объектов.
Для корректной работы параметризации требуется включить параметрический режим на панели быстрого доступа.
Параметрический режим
Инструментальная панель диагностика
Панель Диагностика служит для различных измерений объектов.
Инструментальная панель виды
Панель Виды служит для создания и редактирования видов чертежа.
Инструментальная панель вставки и макроэлементы
Панель Вставки и макроэлементы служит для вставки в чертеж фрагментов, рисунков и видов из других чертежей, а также для создания и редактирования макроэлементов.
Инструментальная панель рецензент
Панель Рецензент служит для просмотра заметок, созданных с помощью набора «Рецензент документов КОМПАС-3D». Приложение «Рецензент документов КОМПАС-3D» новинка 17й версии.
Инструментальная панель инструменты
Панель Инструменты служит для работы с контурами, продления и усечения объектов и выделения размеров с ручным вводом.
Инструментальная панель отверстия и резьбы
Панель Отверстия и резьбы служит для работы с различными отверстиями и резьбами.
Конец описания набора Черчение
Конец описания документа Чертеж