Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии Компьютер

29. Что такое мультимедиа и мультимедиа-компьютер?

Термин “мультимедиа” образован из слов “мульти”
— много, и “медиа” — среда, носитель, средства
сообщения, и в первом приближении его можно перевести как
“многосредность” [47].

Мультимедиа — это собирательное понятие для различных
компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных
сред, таких, как графика, текст, видео, фотография,
движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое
сопровождение.
Мультимедиа-компьютер — это компьютер, снабженный
аппаратными и программными средствами, реализующими технологию мультимедиа.

Области применения мультимедиа

Технологию мультимедиа составляют две основные компоненты —
аппаратная и программная.

Аппаратные средства мультимедиа

  • Основные — компьютер с высокопроизводительным
    процессором, оперативной памятью 64 — 512 Мбайт,
    винчестерским накопителем ёмкостью 40 — 100 Гбайт и выше, накопителем на гибких
    магнитных дисках, манипуляторами, мультимедиа-монитором со встроенными
    стереодинамиками и видеоадаптером SVGA.
  • Специальные — приводы CD-ROM; TV-тюнеры и
    фрейм-грабберы; графические акселераторы (ускорители), в том числе, для
    поддержки трёхмерной графики; платы видеовоспроизведения; устройства для
    ввода видеопоследовательностей; звуковые платы с установленными микшерами
    и музыкальными синтезаторами, воспроизводящими звучание реальных музыкальных
    инструментов; акустические системы с наушниками или динамиками и др.

Программные средства мультимедиа

  • Мультимедийные приложения — энциклопедии, интерактивные
    курсы обучения по всевозможным предметам, игры и развлечения, работа с
    Интернет, тренажёры, средства торговой рекламы, электронные презентации,
    информационные киоски, установленные в общественных местах и предоставляющие
    различную информацию, и др.
  • Cредства создания мультимедийных приложений
    редакторы видеоизображений; профессиональные графические редакторы; средства
    для записи, создания и редактирования звуковой информации, позволяющие
    подготавливать звуковые файлы для включения в программы, изменять амплитуду
    сигнала, наложить или убрать фон, вырезать или вставить блоки данных на
    каком-то временном отрезке; программы для манипуляции с сегментами
    изображений, изменения цвета, палитры; программы для реализации
    гипертекстов и др.

Технологии мультимедиа

  • Телевизионный приём — вывод телевизионных сигналов на
    монитор компьютера на фоне работы других программ.
  • Видеозахват — “захват” и “заморозка” в цифровом виде отдельных видеокадров.
  • Анимация — воспроизведение последовательности картинок,
    создающее впечатление движущегося изображения.
  • Звуковые эффекты — сохранение в цифровом виде звучания
    музыкальных инструментов, звуков природы или музыкальных фрагментов,
    созданных на компьютере, либо записаных и оцифрованых.
  • Трёхмерная (3D) графика — графика, создаваемая с помощью
    изображений, имеющих не только длину и ширину, но и глубину.
  • Музыка MIDI (Musical Instrument Digital Interface,
    цифровой интерфейс музыкальных инструментов) — стандарт, позволяющий
    подсоединять к компьютеру цифровые музыкальные инструменты, используемые
    при сочинении и записи музыки.
  • Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR). Слово
    “виртуальный” означает “действующий и проявляющий себя как настоящий”.

Виртуальная реальность — это
высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет
пользователю погрузиться в модельный мир и непосредственно действовать в
нём. Зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения
пользователя при этом заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Признаки устройств виртуальной реальности: моделирование в реальном
масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью
реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при
этом обратную связь.

Пример использования виртуальной реальности: архитектурно-строительная
компания использует программное обеспечение, позволяющее заказчикам
“посетить” виртуальный образ будущего архитектурного сооружения задолго до
того, как будет начато строительство.

15. Что такое принтер, плоттер, сканер?

Принтер — печатающее устройство. Осуществляет вывод из
компьютера закодированной информации в виде печатных копий текста или
графики.

Существуют тысячи наименований принтеров. Но основных видов принтеров три:
матричные, лазерные и струйные.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Матричный символ

·Матричные принтеры используют комбинации маленьких штырьков, которые
бьют по красящей ленте, благодаря чему на бумаге остаётся отпечаток символа.
Каждый символ, печатаемый на принтере, формируется из набора 9, 18 или 24 игл,
сформированных в виде вертикальной колонки. Недостатками этих недорогих
принтеров являются их шумная работа и невысокое качество печати.

·Лазерные принтеры работают примерно так же, как ксероксы. Компьютер
формирует в своей памяти «образ» страницы текста и передает его
принтеру. Информация о странице проецируется с помощью лазерного луча на
вращающийся барабан со светочувствительным покрытием, меняющим электрические
свойства в зависимости от освещённости.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Лазерный принтер

После засветки на барабан, находящийся под электрическим напряжением,
наносится красящий порошок — тонер, частицы которого
налипают на засвеченные участки поверхности барабана. Принтер с помощью
специального горячего валика протягивает бумагу под барабаном; тонер
переносится на бумагу и «вплавляется» в неё, оставляя стойкое
высококачественное изображение. Цветные лазерные принтеры
пока очень дороги.

·Струйные принтеры генерируют символы в виде последовательности
чернильных точек. Печатающая головка принтера имеет крошечные
сопла, через которые на страницу выбрызгиваются быстросохнущие
чернила.

Принтер связан с компьютером посредством кабеля принтера, один конец
которого вставляется своим разъёмом в гнездо принтера, а другой —
в порт принтера компьютера. Порт — это разъём, через
который можно соединить процессор компьютера с внешним устройством.

Каждый принтер обязательно имеет свой
драйвер — программу,
которая способна переводить (транслировать) стандартные команды печати
компьютера в специальные команды, требующиеся для каждого принтера.

Плоттер (графопостроитель) — устройство, которое чертит
графики, рисунки или диаграммы под управлением компьютера.

Плоттер
Роликовый плоттер

Плоттеры используются для получения сложных конструкторских чертежей,
архитектурных планов, географических и метеорологических карт, деловых схем.
Плоттеры рисуют изображения с помощью пера.

Роликовые плоттеры прокручивают бумагу под пером, а планшетные
плоттеры перемещают перо через всю поверхность горизонтально лежащей
бумаги.

Плоттеру, так же, как и принтеру, обязательно нужна специальная
программа — драйвер,
позволяющая прикладным программам передавать ему инструкции: поднять и
опустить перо, провести линию заданной толщины и т.п.

Сканер — устройство для ввода в компьютер графических изображений.
Создает оцифрованное изображение документа и помещает его в память компьютера.

Сканер
Планшетный сканер

Если принтеры выводят информацию из компьютера, то сканеры, наоборот,
переносят информацию с бумажных документов в память компьютера.
Существуют ручные сканеры, которые прокатывают по поверхности документа
рукой, и планшетные сканеры, по внешнему виду напоминающие
копировальные машины.

Если при помощи сканера вводится текст, компьютер воспринимает его
как картинку, а не как последовательность символов. Для преобразования
такого графического текста в обычный символьный формат используют
программы оптического распознавания образов.

14. Что такое видеосистема компьютера?

Видеосистема компьютера состоит из трех компонент:

  • монитор (называемый также дисплеем);
  • видеоадаптер;
  • программное обеспечение (драйверы видеосистемы).

Видеоадаптер посылает в монитор сигналы управления
яркостью лучей и синхросигналы строчной и кадровой развёрток.
Монитор преобразует эти сигналы в зрительные образы.
А программные средства обрабатывают видеоизображения
— выполняют кодирование и декодирование сигналов, координатные
преобразования, сжатие изображений и др.

Монитор — устройство визуального отображения информации
(в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей и др.).

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Рис. 2.14. Монитор

Подавляющее большинство мониторов сконструированы на базе
электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), и принцип их работы аналогичен
принципу работы телевизора. Мониторы бывают алфавитно-цифровые и графические,
монохромные и цветного изображения. Современные компьютеры комплектуются,
как правило, цветными графическими мониторами.

Монитор на базе электронно-лучевой трубки

Основной элемент дисплея — электронно-лучевая трубка. Её передняя, обращенная к зрителю часть с внутренней стороны покрыта
люминофором — специальным веществом, способным излучать свет
при попадании на него быстрых электронов.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Рис. 2.15. Схема электронно-лучевой трубки

Люминофор наносится в виде наборов точек трёх основных цветов —
красного, зелёного и синего.
Эти цвета называют основными, потому что их сочетаниями (в различных
пропорциях) можно представить любой цвет спектра.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Рис. 2.16. Пиксельные триады

Наборы точек люминофора располагаются по треугольным триадам. Триада
образует пиксел — точку, из которых формируется
изображение (англ. pixel — picture element, элемент картинки).

Расстояние между центрами пикселов называется точечным шагом
монитора. Это расстояние существенно влияет на чёткость
изображения. Чем меньше шаг, тем выше чёткость. Обычно в цветных
мониторах шаг составляет 0,24 мм. При таком шаге глаз человека
воспринимает точки триады как одну точку «сложного» цвета.

На противоположной стороне трубки расположены три (по количеству
основных цветов) электронные пушки. Все три пушки
«нацелены» на один и тот же пиксел, но каждая из них излучает поток
электронов в сторону «своей» точки люминофора. Чтобы электроны
беспрепятственно достигали экрана, из трубки откачивается воздух, а между
пушками и экраном создаётся высокое электрическое напряжение, ускоряющее
электроны.

Перед экраном на пути электронов ставится маска
— тонкая металлическая пластина с большим количеством отверстий,
расположенных напротив точек люминофора. Маска обеспечивает попадание
электронных лучей только в точки люминофора соответствующего цвета.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Рис. 2.17. Ход электронного пучка по экрану

Величиной электронного тока пушек и, следовательно, яркостью
свечения пикселов, управляет сигнал, поступающий с видеоадаптера.

На ту часть колбы, где расположены электронные пушки, надевается
отклоняющая система монитора, которая заставляет
электронный пучок пробегать поочерёдно все пикселы строчку за строчкой
от верхней до нижней, затем возвращаться в начало верхней строки и т.д.

Количество отображённых строк в секунду называется строчной
частотой развертки. А частота, с которой меняются кадры
изображения, называется кадровой частотой развёртки.
Последняя не должна быть ниже 85 Гц, иначе изображение будет
мерцать.

Жидкокристаллические мониторы

Все шире используются наряду с традиционными ЭЛТ-мониторами.
Жидкие кристаллы — это особое состояние
некоторых органических веществ, в котором они обладают текучестью и свойством
образовывать пространственные структуры, подобные кристаллическим.

Жидкие кристаллы могут изменять свою структуру и светооптические свойства под
действием электрического напряжения. Меняя с помощью электрического
поля ориентацию групп кристаллов и используя введённые в жидкокристаллический
раствор вещества, способные излучать свет под воздействием электрического
поля, можно создать высококачественные изображения, передающие более
15 миллионов цветовых оттенков.

Большинство ЖК-мониторов использует тонкую плёнку из жидких кристаллов,
помещённую между двумя стеклянными пластинами. Заряды передаются через так
называемую пассивную матрицу — сетку невидимых
нитей, горизонтальных и вертикальных, создавая в месте пересечения нитей
точку изображения (несколько размытого из-за того, что заряды проникают в
соседние области жидкости).

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии
Рис. 2.18. Жидкокри-

сталлический монитор

Активные матрицы вместо нитей используют прозрачный
экран из транзисторов и обеспечивают яркое, практически не имеющее искажений
изображение. Экран при этом разделен на независимые ячейки, каждая из которых
состоит из четырех частей (для трёх основных цветов и одна резервная).

Количество таких ячеек по широте и высоте экрана называют разрешением экрана.
Современные ЖК-мониторы имеют разрешение 642х480, 1280х1024 или 1024х768.
Таким образом, экран имеет от 1 до 5 млн точек, каждая из которых управляется
собственным транзистором.

По компактности такие мониторы не знают себе равных. Они занимают в 2 — 3
раза меньше места, чем мониторы с ЭЛТ и во столько же раз легче; потребляют
гораздо меньше электроэнергии и не излучают электромагнитных волн,
воздействующих на здоровье людей.

Сенсорный экран

Сенсорный экран
Рис. 2.19. Сенсорный экран

Общение с компьютером осуществляется путём прикосновения пальцем
к определённому месту чувствительного экрана. Этим выбирается необходимый
режим из меню, показанного на экране монитора. (Меню — это выведенный на экран монитора список различных
вариантов работы компьютера, по которому можно сделать конкретный выбор.)

10. Какие устройства образуют внешнюю память?

Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ
и данных, и целостность её содержимого не зависит от того, включен или
выключен компьютер. В отличие от оперативной памяти, внешняя память
не имеет прямой связи с процессором. Информация от ВЗУ к процессору
и наоборот циркулирует примерно по следующей цепочке:

ВЗУ <=

В состав внешней памяти компьютера входят:

  • накопители на жёстких магнитных дисках;
  • накопители на гибких магнитных дисках;
  • накопители на компакт-дисках;
  • накопители на магнито-оптических компакт-дисках;
  • накопители на магнитной ленте (стримеры) и др.

Накопители на гибких магнитных дисках

Гибкий диск (англ. floppy disk), или лискета, —
носитель небольшого объема информации, представляющий собой гибкий пластиковый
диск в защитной оболочке. Используется для переноса данных с одного компьютера
на другой и для распространения программного обеспечения.

Устройство дискеты
Устройство дискеты

Дискета состоит из круглой полимерной подложки, покрытой с обеих сторон
магнитным окислом и помещенной в пластиковую упаковку, на внутреннюю
поверхность которой нанесено очищающее покрытие. В упаковке сделаны с двух
сторон радиальные прорези, через которые головки считывания/записи накопителя
получают доступ к диску.

Способ записи двоичной информации на магнитной среде называется
магнитным кодированием. Он заключается в том, что
магнитные домены в среде выстраиваются вдоль дорожек в направлении
приложенного магнитного поля своими северными и южными полюсами.
Обычно устанавливается однозначное соответствие между двоичной
информацией и ориентацией магнитных доменов.

Информация записывается по концентрическим дорожкам
(трекам), которые делятся на секторы. Количество
дорожек и секторов зависит от типа и формата дискеты. Сектор хранит
минимальную порцию информации, которая может быть записана на диск или
считана. Ёмкость сектора постоянна и составляет 512 байтов.

Поверхность магнитного диска
Рис. 2.7. Поверхность
магнитного диска

В настоящее время наибольшее распространение получили дискеты со
следующими характеристиками: диаметр 3,5 дюйма (89 мм), ёмкость 1,44
Мбайт, число дорожек 80, количество секторов на дорожках 18.

Дискета устанавливается в накопитель на гибких магнитных
дисках (англ. floppy-disk drive),
автоматически в нем фиксируется, после чего механизм накопителя
раскручивается до частоты вращения 360 мин-1.

В последнее время появились трехдюймовые дискеты, которые могут хранить
до 3 Гбайт информации. Они изготовливаются по новой технологии
Nano2 и требуют специального оборудования для чтения и записи.

Накопители на жестких магнитных дисках

Если гибкие диски — это средство переноса данных между компьютерами,
то жесткий диск — информационный склад компьютера.

Накопитель на жёстких магнитных дисках (англ. HDD
— Hard Disk Drive) или винчестерский накопитель
— это наиболее массовое запоминающее устройство большой ёмкости,
в котором носителями информации являются круглые алюминиевые пластины
платтеры, обе поверхности которых покрыты слоем магнитного
материала. Используется для постоянного хранения информации — программ и
данных.

Винчестерский накопитель
Рис. 2.8. Винчестерский накопитель

со снятой крышкой корпуса

Как и у дискеты, рабочие поверхности платтеров разделены на
кольцевые концентрические дорожки, а дорожки — на секторы.
Головки считывания-записи вместе с их несущей конструкцией и дисками
заключены в герметически закрытый корпус, называемый модулем
данных.

  При установке модуля данных на дисковод он автоматически
соединяется с системой, подкачивающей очищенный охлажденный воздух.
  Поверхность платтера имеет магнитное покрытие
толщиной всего лишь в 1,1 мкм, а также слой смазки для
предохранения головки от повреждения при опускании и подъёме на ходу.

Винчестерские накопители имеют очень большую ёмкость:
от 10 до 100 Гбайт. У современных моделей скорость вращения шпинделя
(вращающего вала) обычно составляет 7200 об/мин, среднее время поиска данных 9 мс,
средняя скорость передачи данных до 60 Мбайт/с.

В отличие от дискеты, жесткий диск вращается непрерывно.
Все современные накопители снабжаются встроенным кэшем
(обычно 2 Мбайта), который существенно повышает их производительность.

Винчестерский накопитель связан с процессором через контроллер
жесткого диска.

Накопители на компакт-дисках

Здесь носителем информации является CD-ROM (Сompact Disk Read-Only Memory —
компакт диск, из которого можно только читать).

CD-ROM представляет собой прозрачный полимерный диск диаметром 12 см и
толщиной 1,2 мм, на одну сторону которого напылен светоотражающий слой
алюминия, защищенный от повреждений слоем прозрачного лака. Толщина
напыления составляет несколько десятитысячных долей миллиметра.

Информация на диске представляется в виде последовательности впадин
(углублений в диске) и выступов
(их уровень соответствует поверхности диска),
расположеных на спиральной дорожке, выходящей из области вблизи оси диска.

На каждом дюйме (2,54 см) по радиусу диска размещается 16 тысяч витков
спиральной дорожки.

CD-ROM обладают высокой удельной информационной емкостью, что позволяет
создавать на их основе справочные системы и учебные комплексы с большой
иллюстративной базой. Один CD по информационной емкости равен почти 500
дискетам. Cчитывание информации с CD-ROM происходит с достаточно высокой
скоростью, хотя и заметно меньшей, чем скорость работы накопителей на
жестком диске.

В отличие от магнитных дисков, компакт-диски имеют не множество кольцевых
дорожек, а одну — спиральную, как у грампластинок. В
связи с этим, угловая скорость вращения диска не постоянна. Она линейно
уменьшается в процессе продвижения читающей лазерной головки к краю
диска.

CD-ROM
Рис. 2.9. Накопитель CD-ROM

Для работы с CD-ROM нужно подключить к компьютеру накопитель CD-ROM
(рис. 2.9), преобразующий последовательность углублений и выступов на
поверхности CD-ROM в последовательность двоичных сигналов.
Для этого используется считывающая головка с микролазером и светодиодом.

Глубина впадин на поверхности диска равна четверти длины волны лазерного
света. Если в двух последовательных тактах считывания информации луч
света лазерной головки переходит с выступа на дно впадины или обратно,
разность длин путей света в этих тактах меняется на полуволну, что
вызывает усиление или ослабление совместно попадающих на светодиод
прямого и отраженного от диска света.

Если в последовательных тактах считывания длина пути света не меняется,
то и состояние светодиода не меняется. В результате ток через светодиод
образует последовательность двоичных электрических сигналов,
соответствующих сочетанию впадин и выступов на дорожке.

trek CD
Профиль дорожки CD-ROM

>        Различная длина оптического пути луча света в двух последовательных тактах
считывания информации соответствует двоичным единицам. Одинаковая длина
соответствует двоичным нулям.

Сегодня почти все персональные компьютеры имеют накопитель CD-ROM.
Но многие мультимедийные интерактивные программы слишком велики,
чтобы поместиться на одном CD. На смену технологии СD-ROM стремительно
идет технология цифровых видеодисков DVD.

Эти диски имеют
тот же размер, что и обычные CD, но вмещают до 17 Гбайт данных, т.е.
по объему заменяют 20 стандартных дисков CD-ROM. На таких дисках
выпускаются мультимедийные игры и интерактивные видеофильмы отличного
качества, позволяющие зрителю просматривать эпизоды под разными углами
камеры, выбирать различные варианты окончания картины, знакомиться
с биографиями снявшихся актеров, наслаждаться великолепным качеством звука.

Записывающие оптические и магнитооптические накопители

·Записывающий накопитель CD-R (Compact Disk Recordable) способен,
наряду с прочтением обычных компакт-дисков, записывать информацию на
специальные оптические диски емкостью 650 Мбайт.
В дисках CD-R отражающий слой выполнен из золотой пленки.

Между этим слоем и
поликарбонатной основой расположен регистрирующий слой из органического
материала, темнеющего при нагревании. В процессе записи лазерный луч
нагревает выбранные точки слоя, которые темнеют и перестают пропускать
свет к отражающему слою, образуя участки, аналогичные впадинам.
Накопители CD-R, благодаря сильному удешевлению, приобретают все
большее распространение.

Накопитель CD-MO
Рис.2.10. Накопитель CD-MO

·Накопитель на магнито-оптических компакт-дисках СD-MO (Compact
Disk — Magneto Optical) (рис. 2.10). Диски СD-MO можно многократно использовать для
записи. Ёмкость от 128 Мбайт до 2,6 Гбайт.

·Записывающий накопитель CD-R (Compact Disk Recordable) способен,
наряду с прочтением обычных компакт-дисков, записывать информацию на
специальные оптические диски. Ёмкость 650 Мбайт.

·Накопитель WARM (Write And Read Many times), позволяет производить
многократную запись и считывание.

Накопители на магнитной ленте (стримеры) и накопители на сменных дисках

Стример (англ. tape streamer) — устройство для
резервного копирования больших объёмов информации. В качестве носителя здесь
применяются кассеты с магнитной лентой ёмкостью 1 — 2 Гбайта и больше.

Стример
Рис. 2.11. Накопитель
на сменных дисках

Стримеры позволяют записать на небольшую кассету с магнитной лентой
огромное количество информации. Встроенные в стример средства
аппаратного сжатия позволяют автоматически уплотнять информацию перед её
записью и восстанавливать после считывания, что увеличивает объём
сохраняемой информации.

Недостатком стримеров является их сравнительно низкая скорость
записи, поиска и считывания информации.

В последнее время всё шире используются накопители на сменных
дисках, которые позволяют не только увеличивать объём хранимой
информации, но и переносить информацию между компьютерами. Объём сменных
дисков — от сотен Мбайт до нескольких Гигабайт.

Архитектура персонального компьютера

Компьютер – это многофункциональное электронное устройство, предназначенное для накопления, обработки и передачи информации. В этом уроке рассматривается магистрально-модульный принцип построения компьютера, основные логические узлы компьютера, а также, какие устройства находятся на материнской плате, и многое другое.

На этом уроке мы с вами
познакомимся с магистрально-модульным принципом построения компьютера, узнаем,
что относится к основным логическим узлам компьютера, рассмотрим, какие
устройства находятся на материнской плате, и многое другое.

Компьютер
это многофункциональное электронное устройство, предназначенное для накопления,
обработки и передачи информации.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

К основным логическим
узлам компьютера относятся центральный процессор, основная память, внешняя
память, периферийные устройства.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Персональные компьютеры начали
появляться благодаря развитию микропроцессоров в 1980-х годах.

Архитектура персонального
компьютера
– это логическая организация, структура и ресурсы, то
есть средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу
обработки данных на определённый интервал времени.

В основе архитектуры
современных персональных компьютеров лежит магистрально-модульный принцип.
Давайте рассмотрим рисунок.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Итак, перед вами
изображена архитектура персонального компьютера. На ней изображены
функциональные блоки персонального компьютера, к которым относятся устройства
ввода/вывода, внешние запоминающие устройства, центральный процессор, память и
видеопамять. Все эти блоки соединены между собой информационной магистралью,
которая называется системной шиной. Она состоит из трёх частей: шина
данных
, шина адреса, шина управления. Шина данных
используется для передачи данных к функциональным блокам. Шина адреса
предназначена для передачи адресов устройств, которым передаются данные. И
последняя, шина управления используется для передачи управляющих
сигналов, которые синхронизируют работу разных устройств. То есть через шину
передаются все данные от одного устройства к другому.

Также на рисунке у нас
есть такие элементы, как контроллеры. Контроллеры – это периферийные
устройства, которые управляют внешними устройствами. Передача всех данных
осуществляется через шину.

Также мы можем видеть на
рисунке сплошные и пунктирные стрелки. Сплошными стрелками изображены
направления потоков информации, а пунктирными – направление управляющих
сигналов.

В этой архитектуре
существует такое значительное достоинство, как принцип открытой архитектуры.
То есть мы можем подключать к компьютеру новые устройства или заменять старые
на более современные. Для каждого типа и модели устройства используется свой
контроллер.

Например, если мы
подключим компьютерную мышь через USB-порт, то она определится у нас на компьютере только
после установки в операционную систему специальной программы для управления
этим устройством. Такие программы называются драйверами устройств.

Таким образом, можно
сформулировать следующее определение: открытая архитектура персонального
компьютера
– это архитектура, предусматривающая модульное построение
компьютера с возможностью добавления и замены отдельных устройств.

Это то, что касается
принципов обмена информацией между устройствами.

Материнская плата
– это сложная многослойная печатная плата, являющаяся основой построения
вычислительной системы.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Изначально дополнительные
устройства (например, внутренний модем, сетевой адаптер беспроводной связи Wi-fi, звуковая плата и так далее)
подключались к материнской плате с помощью слотов расширения и разъёмов.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

В наше время такая
необходимость отпала, так как большинство дополнительных устройств уже встроены
в современные материнские (системные) платы.

Основными (несъёмными)
частями материнской платы являются разъём процессора, разъёмы оперативной
памяти, микросхемы чипсета, загрузочное ПЗУ, контроллеры шин и их слоты
расширения, контроллеры и интерфейсы периферийных устройств.

Важнейшей частью
материнской платы является чипсет. Чипсет – это набор микросхем, который
связывает память, процессор, видеоадаптер, устройства ввода/вывода и другие
элементы персонального компьютера, для выполнения совместных функций.

В современных компьютерах
находятся две основные большие микросхемы чипсета: контроллер-концентратор
памяти (северный мост) и контроллер-концентратор ввода/вывода (южный мост).

Давайте рассмотрим схему
архитектуры персонального компьютера.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Северный мост отвечает за
работу процессора с оперативной памятью и видеосистемой. От его параметров
(тип, частота, пропускная способность) зависят параметры подключённых к нему
устройств: системной шины, оперативной памяти, видеоадаптера. Северный мост
подключается напрямую к центральному процессору через системную шину.

Южный мост обеспечивает
работу с внешними устройствами и обычно подключается к центральному процессору
через северный мост при помощи внутренней шины.

Все устройства компьютера
соединены между собой шинами различных видов.

Быстродействие
процессора, оперативной памяти и периферийных устройств существенно
различаются. Быстродействие устройства, в свою очередь, зависит от тактовой
частоты обработки данных, которая обычно измеряется в мегагерцах, и
разрядности. Разрядность – это количество битов данных, обрабатываемых
за один такт. Такт – это промежуток времени между подачами электрических
импульсов, которые синхронизируют работу устройств компьютера.

Пропускная способность
шины

– это скорость передачи данных между устройствами, которые она соединяет. А
исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что скорость передачи данных
различных шин будет также отличаться. Рассмотрим формулу для вычисления
пропускной способности шины (измеряется в битах в секунду). Она равна
произведению разрядности шины и частоты шины. Разрядность измеряется в битах,
частота – в герцах, в свою очередь, 1 герц равен 1 такту в секунду.

Например, для быстрой
работы компьютера пропускная способность шины оперативной памяти должна
совпадать с пропускной способностью шины процессора.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Как говорилось ранее, Северный
мост связан с процессором системной шиной. Например, если разрядность системной
шины составляет 64 бита, а частота – 1066 МГц, то пропускная способность будет
равна:

64 · 1066 = 68 224 Мбит/с
≈ 66,6 Гбит/с ≈ 8 Гбайт/с.

Перейдём к частоте
процессора. Тактовая частота процессора показывает, сколько процессор может
произвести вычислений в единицу времени. Из этого следует вывод, что чем больше
частота, тем больше операций в единицу времени может выполнить процессор.
Тактовая частота современных процессоров составляет от 1 до 4 ГГц. Рассмотрим
формулу. Тактовая частота равна произведению внешней или базовой частоты на
определённый коэффициент. Коэффициент зависит от характеристик процессора.
Например, процессор Intel Core
i7 920 использует частоту шины 133 МГц и множитель 20. Значит, тактовая частота
будет равна:

133 · 20 = 2660 МГц.

Шина памяти соединяет
оперативную память и северный мост, и, соответственно, служит для передачи
данных между этими устройствами.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Частота шины памяти может
быть больше частоты системной шины.

Следующая шина, которую
мы рассмотрим, – PCI Express. Она соединяет видеоплату с северным мостом.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Так как в наше время
очень быстро развивается компьютерная графика, то потребность в скорости
передачи данных от видеоплаты к оперативной памяти и
процессору возрастает. Наибольшее распространение получила шина PCI Express – это ускоренная шина взаимодействия
периферийных устройств. Её пропускная способность может достигать до 32
гигабайт в секунду.

К самой же видеоплате с помощью аналогового разъёма VGA (графический
адаптер) или цифрового разъёма DVI
(цифровой
видеоинтерфейс) подключается монитор или проектор.

Жёсткие диски, CD-дисководы, DVD-дисководы подключаются к южному
мосту при помощи шины SATA

это последовательная шина подключения накопителей.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Скорость передачи данных
по ней может достигать 300 Мбайт в секунду.

Для подключения
периферийный устройств (принтера, клавиатуры, сканера и других), которые имеют USB-выход, к южному мосту используется шина
USB

это универсальная последовательная шина.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

Её пропускная способность
достигает 60 Мегабайт в секунду. При помощи шины USB к компьютеру можно одновременно
подключить до 127 периферийных устройств.

При увеличении производительности
процессора происходит увеличение производительности самого компьютера.

Увеличение
производительности процессора происходит за счёт увеличения частоты. Но, как
говорится, всему есть свой предел. При увеличении частоты процессора происходит
также увеличение тепловыделения, которое не может быть не ограниченным.
Выделение процессором теплоты Q
пропорционально потребляемой мощности P, которая, в свою очередь,
пропорциональна квадрату частоты.

Q
~
P ~
v2.

Поэтому для того, чтобы
увеличить производительность процессора, начали увеличивать количество ядер
процессора (арифметических логических устройств).

В 2005 году был создан
первый двухъядерный микропроцессор. Это сделали практически одновременно две
фирмы – Intel
и AMD.
Такая архитектура позволяет производить на персональном компьютере параллельную
обработку данных, что существенно увеличивает его производительность. Можно
сказать, что в архитектуре находятся 2 центральных процессора, работа которых
согласована между собой, и они объединены между собой, например, контроллером.
За счёт этого поток данных идёт не к одному центральному процессору, а
разделяется на два. И увеличивается быстродействие компьютера.

Архитектура и структура компьютера. — Информатика, информационные технологии

В настоящее время
количество ядер в микропроцессорах достигает 8.

А сейчас пришло время
подвести итоги урока.

Сегодня мы с вами
познакомились с магистрально-модульным принципом построения компьютера.
Рассмотрели, какие устройства находятся на материнской плате. А также подробно
ознакомились с архитектурой персонального компьютера.

Оцените статью
OverComp.ru