- Что делать, если ничего больше сделать нельзя?
- Intel: пользователи меняют компьютеры раз в 5-6 лет
- Блок питания
- Варианты стратегии апгрейда
- После появления такой игры просто меняем компьютер, ориентируясь на самые современные решения нового уровня, выходим на новую «точку старта» (см. выше).
- После появления такой игры делаем настройки менее агрессивными, снижаем разрешение в игре.
- После появления тормозов в игре или невозможности увидеть все красивости тщательно разбираемся в причинах их появления, находим в вашем компьютере «слабое звено» и, если это технически возможно, просто заменяем его.
- Видеокарта
- Как быть с ноутбуком?
- Кто виноват?
- Материнская плата
- Накопитель
- Оперативная память
Что делать, если ничего больше сделать нельзя?
Но вот «стоп» сказано, дальнейший апгрейд признан нерациональным (или изначально был принят второй вариант стратегии), и компьютер перешел в период угасания. Означает ли это, что в новых играх мы вынуждены будем выбирать между красивым слайд-шоу или лысыми горами по берегам глицериновых рек? В общем случае конечно да, но все-таки не совсем 😉
Но для этого нам придется заняться кропотливой настройкой самой игры.
Для примера рассмотрим приемы, описанные в «FARCRY: Настройка и оптимизация». Можно увидеть, что среди тонких настроек игры есть как весьма ресурсоемкие в отношении процессора и (или) видеокарты, так и относительно малотребовательные, но в то же время весьма существенно повышающие визуальное впечатление в игре.
Например, параметры
e_vegetation_min_size — позволяют подобрать густоту зарослей, при которых Ваша система еще не теряет производительности,
r_Quality_BumpMapping — позволяет насладиться травой, колышущейся на ветру даже при минимальных остальных настройках (однако поскольку он же отвечает за прорисовку стен, то в случае значительного падения FPS на некоторых уровнях «в интерьерах» его может потребоваться отключать), и так далее.
Аналогичные «тайные настройки», весьма существенно отличающиеся от типовых «Отлично»-«Средне»-«Плохо», имеются во многих современных играх.
Конечно, тут общие рекомендации сделать невозможно, многое будет зависеть от каждого конкретного компьютера, и «идеальные настройки» придется кропотливо искать самому, но результат может стоить того! В результате для немолодого компьютера в дилемме «Красиво, но медленно или быстро, но примитивно» появляется еще один пункт «Достаточно быстро и весьма красиво».
Кроме того, вспомним, что некоторые настройки драйвера видеокарты не столь уж сильно снижают быстродействие, существенно улучшая впечатление от игры.
В частности, на многих видеокартах NVIDIA анизотропная фильтрация не так сильно снижает быстродействие, как сглаживание, поэтому с настройками AF можно весьма успешно поэкспериментировать, а вот об AA, по-видимому, придется забыть.
На старом компьютере стоит хорошенько подумать, стоит ли устанавливать Windows XP, или же оставить Windows 98SE (или Windows ME).
Дело в том, что старое «железо», его драйвера в значительной мере оптимизировано именно под эту операционную систему. Для старых узлов не всегда удается найти нужный драйвер под Windows XP, а если какой-то «заменитель» и можно найти, то не факт, что он будет хорошо работать, и быстродействие системы или устойчивость ее работы могут пострадать.
Кроме того, как мы отметили выше, для старого системного блока могут оказаться серьезные проблемы с установкой большого объема памяти, а в отношении памяти Windows 98SE значительно менее требовательна, чем Windows XP. Немного утрируя можно сказать, что использование Windows 98SE вместо Windows XP эквивалентно установке 128 Мбайт дополнительной памяти.
Конечно, у Windows XP есть и другие серьезные преимущества, так что тут есть над чем подумать. Словом, этот вопрос требует отдельного разговора. Заключение
Сформулируем некоторые выводы из вышесказанного:
- Правильное определение «слабого звена» в системе и его замена более высокопроизводительным современным техническим решением могут позволить при минимуме затрат поднять производительность компьютера до вполне приемлемого (хотя и не рекордного) уровня. При этом может удастся избежать более глубокого апгрейда компьютера с заменой нескольких узлов или даже замены всего системного блока
- Выявление «слабого звена» и определение конкретных технических решений зависит от очень многих параметров, поэтому чужой опыт не всегда удастся перенести на свой компьютер, требуется проводить самостоятельное тестирование по выявлению «слабого звена», может потребоваться оптимизация под текущее состояние игровой индустрии и ситуацию на рынке компьютерного железа
- Ошибка с определением объекта апгрейда может привести к тому, что после его замены производительность компьютера в интересующих нас играх практически не возрастет или возрастет неадекватно произведенным затратам
- При правильном определении направления апгрейда небольшой «запас», некоторое «выпячивание» вновь установленного современного узла, в дальнейшем может оказаться весьма полезным. Это позволит несколько перераспределить нагрузку на новый узел с остальных узлов, которые сейчас не были заменены, а также избежать необходимости повторной замены обновленного узла при последующем апгрейде очередного «слабого звена», необходимость в котором рано или поздно все равно назреет по мере появления новых компьютерных игр
- Замена «слабого звена» имеет смысл лишь в случае, если предполагаемые затраты оказываются в несколько раз (3-4 для относительно свежего компьютера и 5 и более для совсем старого) меньше, чем на покупку нового современного системного блока, иначе может оказаться рациональнее поменять весь системный блок
- Рациональная стратегия подобного «перманентного апгрейда» может позволить заметно сократить средний уровень расходов для поддержания производительности компьютера на приемлемом уровне.
Автор выражает особую благодарность Андрею Кожемяко aka Korzh и Михаилу Гришину aka BadMan за помощь при подготовке материала, а также Андрею Воробьеву aka Andrew Worobyew за 3DGiТоги
Intel: пользователи меняют компьютеры раз в 5-6 лет
Большинство производителей персональных компьютеров минимум дважды в год выпускают новые настольные ПК, ноутбуки или планшеты. Производящая процессоры для них компания Intel выпускает новые чипы примерно раз в год. А что насчёт покупателей? Они меняют свои старые компьютеры примерно раз в 5-6 лет.
Такое мнение высказал генеральный директор Intel Брайан Кржанич на мероприятии в Нью-Йорке. Это означает изменение ситуации за последние годы, поскольку несколько лет назад компьютеры меняли примерно раз в четыре года.
Хорошая новость для потребителей заключается в том, что и компьютеров пятилетней давности хватает для большинства современных задач. Плохая новость — это может негативно сказаться на производителях компьютеров, уменьшить выбор и снизить темпы развития инноваций. Нельзя сказать, что в новых компьютерах нет ничего такого, ради чего стоило бы их купить, но большая часть пользователей не чувствуют, что без этих новшеств нельзя обойтись.
За последние несколько лет появились такие новшества, как твердотельные накопители, ноутбуки и гибриды с сенсорными экранами с разрешением выше 1080p, разъёмы USB типа C (в том числе с поддержкой высокоскоростной технологии Thunderbolt 3). Центральные и графические процессоры также улучшились и стали быстрее и энергоэффективнее. Несмотря на это, операционные системы Windows 7, 8.1 и 10 без всяких проблем работают на устройствах 2022 года выпуска.
Есть несколько причин, по которым в ближайшие годы могут появиться дополнительные обновления. Системы виртуальной реальности вроде Oculus Rift и HTC Vive требуют наличия мощных компьютеров с производительными видеокартами. Если такие устройства получат массовое распространение, они могут стать для некоторых пользователей мотивацией для обновления компьютера. Поначалу же интерес к ним должен быть лишь у геймеров, у которых компьютеры обычно и без того наиболее современные.
Что ещё может сократить цикл обновления ПК в будущем? Тонкие и лёгкие ноутбуки вроде Asus Zenbook 3 и Apple MacBook весьма удобны, но их минусом является несъёмный аккумулятор. Если продолжительность автономной работы важна для вас, через несколько лет возникает необходимость покупать новый ноутбук, когда аккумулятор в старом деградирует, или же покупать дорогостоящий внешний аккумулятор.
В общем, держаться за старые устройства следует до тех пор, пока это удобно для вас. Однако если это заставляет компании вроде Intel прекращать разработку энергоэкономичных процессоров для ноутбуков и больше заниматься облачными технологиями и интернетом вещей, не исчезнут ли через несколько лет дешёвые энергоэкономичные ноутбуки с прилавков? Быть может, компания AMD возьмёт на себя работу с ними?
Источник: http://compnovosti.ru/1780
Блок питания
По сравнению с остальными комплектующими, БП – не такое функциональное устройство. Его задача – обеспечивать энергией все остальные комплектующие. Однако если компьютер не включается по причине нехватки электроэнергии — это верный знак того, что пора заменить блок питания.
Все компоненты с каждым годом потребляют всё больше ватт из розетки, поэтому мы рекомендуем покупать БП так же, как и процессор – один раз и с запасом. Блока на 500-600 Ватт будет достаточно для большинства современных комплектующих. 700-800 Ватт – хороший запас на будущее.
Имеет смысл избавиться от блока в конце гарантийного срока, потому что подобные устройства часто выходят из строя. Чем дешевле БП – тем выше вероятность поломки. В остальном – ориентируйтесь на ваттметр и встроенные технологии защиты. Купили новую видеокарту и думаете, что этого достаточно?
Варианты стратегии апгрейда
Конечно, подходов в этом вопросе может быть великое множество, попытаемся их как-то систематизировать.
Можно выделить три «генеральных линии».
«Точка старта» у всех трех одна — хорошо сбалансированный системный блок, собранный на основе современных mainstream-решений, купленный в свое время за 700-1000 долларов (более дешевые конфигурации обычно уже изначально получаются не вполне сбалансированными для уровня игрового компьютера).
Итак, первая стратегия:
После появления такой игры просто меняем компьютер, ориентируясь на самые современные решения нового уровня, выходим на новую «точку старта» (см. выше).
Старый компьютер затем выбрасываем или продаем по остаточной стоимости. Просто и удобно :). Хотелось бы сказать «дешево и сердито», но «дешево» тут сказать язык не повернется :(. Хотя, если Вы как в известном анекдоте просто берете деньги в необходимом количестве «из тумбочки», или если для Вас компьютер — практически член семьи, и ответ на вопрос «компьютер или отпуск в Египте» очевиден: «безусловно компьютер», такой вариант окажется вполне приемлемым.
Учитывая современные темпы развития компьютерной техники и игровой индустрии подобную операцию придется проводить примерно раз в год, максимум полтора (вспомните, каковы были массовые решения например летом прошлого года и как выглядят на таком компьютере современные игры при агрессивных настройках).
Если считать, что «остаточная стоимость» годовалого компьютера (по которой его еще нужно суметь продать) составит примерно половину от цены нового, получим примерный уровень ежегодных затрат около 400-500 долларов, а если с продажей старого не заморачиваться, то и вся тысяча… Но, если руководствоваться аксиомой, вынесенной в эпиграф статьи, то, как говорится другой альтернативы нет.
Конечно, несколько снизить затраты на сборку нового компьютера может позволить использование некоторых узлов старого, которые еще не успели устареть и не будут снижать его производительности — звуковая карта, жесткий диск, DVD-привод, блок питания и так далее.
Теперь рассмотрим второй вариант стратегии:
После появления такой игры делаем настройки менее агрессивными, снижаем разрешение в игре.
Правда мы лишимся толп восторженных поклонниц, приветствующих наш победный финиш, да и лысые пустынные холмы, поросшие неподвижными столбами с закрепленными на них проволочными ветками выглядят не так живописно, как поросшие густой травой, шевелящейся на ветру в тени «живых» деревьев, а глицериновая вода не так ласково омывает сапоги, как шейдерная, но… Если тумбочка не бездонна (увы, но для многих это обстоит именно так), и приходится выбирать между шейдерной водой и натуральной водой Красного моря, а реальные поклонницы ласкают взгляд (и не только взгляд) приятнее, чем виртуальные, то есть над чем подумать…
Если предположить, что через три-четыре года компьютер все равно придется сменить (иначе и облысевшие холмы превратятся в слайд-шоу), а стоимость «четырехлетки» стремится к нулю, получим среднегодовой уровень затрат порядка 150-300 долларов.
Конечно, четкой границы между первым и вторым вариантом стратегии нет, и никто не мешает в первом случае «оттянуть» поход в магазин, например, до появления ожидаемого принципиально нового процессора или видеокарты. Да и во втором можно не ждать полного «облысения» игрового пространства, а опять-таки приурочить замену компьютера к выходу какого-то нового игрового «железа». Грань тут скорее психологическая.
В первом случае появление, например, нового процессора, показывающего в тестах лучший результат, чем Ваш, уже является «первым звонком», чтобы начать задумываться о замене, даже если явных тормозов еще нет, поскольку «круче гор могут быть только вареные яйца и мой компьютер». Одним словом, «ни шагу назад!»
При второй же стратегии поводом для исследования свежих прайс-листов компьютерных магазинов должно стать лишь появление действительно заметных тормозов в игре или невозможность увидеть в ней все «красивости». Однако здесь поле для отступления достаточно большое, и прервать его можно в любой удобный момент, не обязательно доходя до последней черты, когда новая игра уже не просто тормозит, а даже и не запускается. Кроме того, есть еще один аспект, который станет понятнее при рассмотрении третьей стратегии апгрейда.
Итак, третий вариант стратегии:
После появления тормозов в игре или невозможности увидеть все красивости тщательно разбираемся в причинах их появления, находим в вашем компьютере «слабое звено» и, если это технически возможно, просто заменяем его.
Однако это «просто» часто оказывается не так уж просто на деле. Нужно разобраться в причинах, хорошо понять, замена какого из узлов позволит расшить это узкое место в игре. И вот именно на этом мы остановимся более подробно.
Отметим, что данная стратегия апгрейда оказывается несколько ближе к первой. Выявлять и заменять «слабое звено» имеет смысл, пока проблема еще не сильно запущена, и ее можно решить, ограничившись заменой какого-то одного узла. Если с апгрейдом затянуть, то ответом на вопрос «что же нужно заменить в компьютере, чтобы все летало, как прежде» может оказаться «да все!», и в этом случае частичный апгрейд потеряет смысл. Проще и дешевле окажется сменить весь системный блок.
Хотя, казалось бы, какая разница — проводить «перманентный апгрейд», меняя с достаточно большим интервалом времени узлы компьютера по мере появления очередного «слабого звена» в новой игре, или поменять сразу несколько узлов, когда дальше уже невозможно терпеть.
Технически это действительно так. Однако нужно учесть следующее обстоятельство. Глубокий апгрейд компьютера, связанный с заменой большинства ключевых узлов (не важно — произведен ли он за один, или за несколько шагов) обычно оказывается несколько дороже покупки нового компьютера.
Так что в общем случае в третьем варианте стратегии среднегодовые затраты оказываются выше, чем во втором. Но все же значительно меньше, чем в первом! А ведь производительность компьютера за период времени в данном случае не опускается ниже первого варианта стратегии!
Иногда апгрейд удается провести «по случаю», например, находится покупатель для старой «железки», или ее удается обменять без доплаты или с минимальной доплатой на более новую. Например, если появляется возможность бесплатно поменять на совсем старом компьютере видеокарту TNT2 на оставшуюся от апгрейда другого компьютера GeForce2MX, то такой обмен может оказаться рациональным — «дареному коню в зубы не смотрят».
Однако в большинстве случаев новый узел все-таки приходится покупать, и, немного перефразируя классика, «сделать это хочется так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги».
Для этого попытаемся найти ответ на два исконных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» — то есть определить, чем обусловлено снижение быстродействия в данном конкретном случае, и как можно поправить ситуацию с минимальными финансовыми затратами.
Итак…
Видеокарта
Графический адаптер – более капризное устройство, которое чаще выходит из строя. Однако если не нарушать правил эксплуатации, то всё будет в порядке. Нельзя сказать, что стоит избавляться от карты, когда к концу подходит гарантийный срок. Даже высокая температура – не повод для паники, ведь проблемы с охлаждением решаются относительно просто: заменой термопасты или кулеров. Как и в случае с процессором, стоит смотреть на производительность.
Если в вашем ПК стоит игровой GPU, стоит обратить внимание от значения FPS, которое именно вы считаете приемлемым. Запустите любую современную игру и проверьте: 30 кадров в секунду достаточно, а глаза при этом не вытекают? Тогда посмотрите выработку видеокарты и отталкивайтесь от этого значения. Если результат сильно ниже желаемых цифр – пора производить апгрейд.
Если же видеокарта «тянет» все ваши программы, заменить ее стоит только в том случае, если вы хотите обеспечить запас мощности на будущее. Для офисных задач обычно достаточно встроенного графического ядра современного процессора, а для профессиональных работ сейчас актуальны специализированные карты вроде RTX QUADRO.
Не забудьте обратить внимание на видеовыходы. Современные мониторы уже давно не используют формат VGA для подключения. Да и DVI постепенно уходит в прошлое. Наиболее актуальные и распространенные стандарты – HDMI и DisplayPort. Только они способны обеспечить высокое разрешение при большой герцовке.
Как быть с ноутбуком?
Проапгрейдить ноутбук значительно сложнее, чем стационарный компьютер. Во-первых, ассортимент подходящего железа крайне скудный. Во-вторых, физически можно заменить не каждую комплектующую. Самые рациональные виды апгрейда следующие:
- Замена HDD на SSD.
- Добавление/замена модулей оперативной памяти.
Остальные компоненты в подавляющем большинстве случаев у вас не получится заменить. Найти подходящий процессор или видеокарту очень трудно, а про материнскую плату даже говорить не будем. Зачастую проще купить новый ноутбук, а старый продать. Тем не менее, даже простое обновление ОЗУ и SSD вдохнет в ноутбук второе дыхание.
Но если вы хотите комплексно проверить состояние ноутбука, стоит вспомнить про экран. Ранее в лэптопы устанавливались TN-матрицы. Они были самыми дешевыми в производстве, но обладали плохой цветопередачей и небольшими углами обзора. Сейчас производители в основном устанавливают в свои продукты VA и IPS матрицы, которые во многом превосходят TN, при этом цена на такие устройства не сильно выше.
Проверить состояние экрана можно с помощью следующих программ: UDPixel, Bad Crystal, IsMyLcdOK. Они покажут, есть ли на экране битые пиксели, которые со временем часто появляются на старых матрицах.
Обратите внимание и на разъемы ноутбука. Сейчас редко встречаются USB формата 2.0. Разработчики давно перешли на версии 3.0 и 3.1. Также актуален формат USB-C, под который уже начали выпускать периферию. Он обладает большей пропускной способностью, чем у предшественников, и совместим с большим количеством современных устройств.
Не стоит забывать и про батарею. Со временем она теряет свою эффективность, благодаря чему ноутбук разряжается за считанные минуты. Проверить состояние аккумулятора можно в программе AIDA64 в графе “Электропитание”.
Там вы обнаружите паспортную ёмкость и фактическую. Также софт отобразит степень изношенности в процентах. Однако покупать новый ноутбук только из-за батареи – не стоит. Её всегда можно заменить или выполнить калибровку, которая может частично исправить ситуацию. Если же вы решитесь обновить все устройство, загляните в нашу статью про лучшие ноутбуки.
Кто виноват?
К сожалению, универсального ответа тут не будет. Существуют как более, так и менее процессорозависимые игры; одни игры больше «любят» видеокарты ATI, а другие предпочитают NVIDIA, какая-то игра может задыхаться от нехватки гигабайта оперативной памяти, а другая вполне комфортно чувствовать себя и при вдвое меньшем ее объеме и так далее… Более того — после выхода очередного патча к игре ее аппетиты могут как увеличиться, так и уменьшиться.
Поэтому и разбираться нам придется с каждой конкретной игрой по отдельности.
Ну, а поскольку апгрейд компьютера все-таки производится не ради одной игры, хотя и может быть приурочен к ее выходу, то и анализировать придется целую гамму разнообразных игр, которые представляют наибольший интерес для пользователя.
Начнем с памяти.
В общем случае можно сказать, что «памяти много не бывает», хотя и тут есть серьезные оговорки, о которых мы поговорим позже. Если игре недостаточно оперативной памяти, в ней проявляются весьма характерные «тормоза», связанные со свопированием (работой файла подкачки).
Дело в том, что недостаточное количество оперативной памяти операционная система компьютера умеет компенсировать, записывая находящуюся в памяти, но не требующуюся в данный момент информацию в специальный своп-файл, файл подкачки, освобождая тем самым необходимое место.
Но «данный момент» рано или поздно заканчивается, хранящаяся в своп-файле информация вновь становится актуальной, ее вновь надо переписать в оперативную память, сбрасывая при этом очередную порцию в файл подкачки, и так далее. Происходит это тем чаще, чем больше ощущается дефицит оперативки.
Визуально это ощущается, во-первых, по непрерывно горящему индикатору работы жесткого диска на передней панели системного блока, а во-вторых (поскольку общение с жестким диском компьютера происходит со скоростью на много порядков меньшей, чем с оперативной памятью) периодически происходит кратковременное катастрофическое снижение FPS, игра как будто утыкается в глухую стену. Крайне неприятное явление!
Не следует путать свопирование со штатной подгрузкой игровых уровней, которая происходит при любом количестве оперативной памяти. Чтобы разделить эти два явления, попробуйте вернуться на недавно пройденный участок уровня или просто несколько раз развернуться на месте.
Если при этом как говорится в рекламе «все пройдет гладко», то значит оперативной памяти в данном месте игры хватает, ну а если поворот или возврат будет сопровождаться судорожным морганием индикатора работы диска и столь же судорожным поведением игры, то памяти не помешало бы и побольше.
Если игре не хватает оперативной памяти, то говорить об апгрейде видеокарты или процессора нет смысла. Игра, запущенная на самом современном процессоре с самой мощной видеокартой при недостаточном количестве оперативки будет вести себя как пораженная болезнью Паркинсона.
Необходимо учесть, что требования к количеству памяти существенно меняется в зависимости от используемого в игре разрешения экрана, включенного уровня детализации и особенно качества используемых текстур. Так что данный эксперимент надо проводить при тех настройках, которые хотелось бы иметь в игре после апгрейда компьютера, обращая внимание только на явление свопирования, а не на общую производительность.
После того, как с памятью разобрались, переходим к процессору и видеокарте.
Проще всего выявить виновника в ситуации, когда новая игрушка требует поддержки более высоких графических технологий, чем у имеющейся видеокарты.
Например, в игре используются шейдеры 3.0, а Ваша видеокарта «знает» только версию 1.1 или не знает о шейдерах вообще ничего.
Тут сразу все ясно — виновник всех бед видеокарта, приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Конечно, как правило можно запустить игру и без использования шейдеров или с шейдерами более ранних версий, но если хочется смотреть игру «во всей красе», а не наблюдать глицериновые реки в линолеумных берегах, то совершенно однозначно придется менять видеокарту.
Схожая ситуация оказывается, если видеокарта знает о существовании графических технологий, используемых в данной игре, но работает с ними жутко ме-едле-енно-о.
Так что в ситуации, когда при минимальных настройках всех «красивостей» игра начинает «летать» (т. е. все достаточно быстро, но совсем некрасиво), а при включении агрессивных настроек начинает игра проявляет «финский характер» (но не как в F1, а как в анекдоте — все жутко красиво, но жутко медленно), вывод будет такой же — виновник видеокарта.
Аналогичные выводы и для ситуации с использованием «нешейдерных технологий» — анизотропной фильтрации (AF) и сглаживания (AA). Если при их отключении быстродействие игрушки достаточно, а при включенных AF и (или) AA быстродействие падает ниже психологического минимума (а использовать AA и AF тем не менее хочется), то пора идти подбирать новую мощную видеокарту для замены устаревшей.
Несколько сложнее будет разобраться в ситуации, когда и при отключении всех «красивостей» игра все равно тормозит. В данном случае вина может лежать как на видеокарте, так и на процессоре (конечно, могут оказаться виноваты оба — и видеокарта, и процессор, но об этом чуть ниже).
Для начала разберемся, как проявляется недостаточность производительности процессора и видеокарты в играх.
Рассмотрим результаты игровых тестов, проведенных для различных сочетаний видеокарт и процессоров при разных резрешениях, представленные в статье «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты — тесты без АА и АФ!».
Легко заметить, что для комбинации мощный процессор — слабая видеокарта производительность в играх резко падает при увеличении разрешения, и в то же время для комбинации слабого процессора и мощной видеокарты производительность в игре при увеличении разрешения меняется очень мало.
Воспользуемся этим свойством для оценки нашей системы. Для этого попробуем снизить разрешение в игре (например, вместо 1024×768 поставим 800×600 или даже 640×480). Если при этом производительность адекватно возрастает и достигает приемлемого на Ваш взгляд уровня, то «слабым звеном» скорее всего опять является видеокарта.
Как видно, в большинстве рассмотренных проблем виновата оказывается видеокарта, а на процессор, однако отметим, что если слабость видеокарты можно в той или иной мере скомпенсировать уменьшением используемого разрешения или отключением «красивостей», то малую мощность процессора уже ничем устранить не удастся (кроме разгона или замены процессора, разумеется).
Кроме того, нагрузка на процессор весьма существенно возрастает, а производительность игры соответственно падает в самый неподходящий момент — при усложнении физической модели (например, при прохождении сложного поворота или автомобильной аварии в автосимуляторе, взрывах и разрушении объектов в шутере) или при задействовании AI (искусственного интеллекта), связанного с появлением дополнительных персонажей в игре.
Может оказаться, что безмятежная прогулка по джунглям необитаемого острова в известной игре будет происходить с достаточной производительностью, однако когда выяснится, что остров очень даже обитаем, и несколько «Искусственных Интеллектуалов» в камуфляже и с автоматами очень хотят с Вами поговорить «за жизнь», а не страдающие от избытка интеллекта монстры (но которые, тем не менее, обладают серьезной «физикой» — прыгают, обходят препятствия и т. п.) проявляют явное желание пообедать Вами, а Вы в свою очередь, не желая встречаться ни с теми, ни с другими этому препятствуете, активно перемещаясь и отстреливаясь (тем самым тоже усложняя физическую модель игры), производительность упадет до недопустимого уровня (что окажется особенно заметно именно в такой непростой игровой ситуации).
Для того чтобы подтвердить виновность процессора или видеокарты, попробуем их немного разогнать. Если разгон произвести не получается, можно произвести downclocking (замедление) узла — в данном случае нам ведь важен не прирост производительности, как таковой, а реакция системы на изменение частоты узла, ну а ее можно понять как по увеличению, так и по уменьшению производительности.
Здесь нужно сделать очень важное замечание!
При тестировании единовременно разгонять (или замедлять) обязательно нужно ТОЛЬКО ОДИН УЗЕЛ — или процессор, или видеокарту, причем, если видеокарта имеет раздельную регулировку частоты GPU и памяти, интересно посмотреть реакцию производительности игры на эти частоты по отдельности.
Например, при разгоне процессора на 10% и неизменной частоте видеокарты производительность игры выросла на 9%, в то же время при разгоне на 10% видеокарты и сохранении частоты процессора прирост в игре получился лишь около 1%. Ответ очевиден — «слабым звеном» является процессор, а у видеокарты еще есть заметный запас.
Если же наоборот, при разгоне на 10% процессора и сохранении частоты видеокарты производительность практически не возросла, но при разгоне видео мы получили прирост производительности, практически пропорциональный разгону, то нужно менять видеокарту.
Примечание: сопоставив результаты игровых тестов без AA и AF из упомянутой выше статьи «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты — тесты без АА и АФ!» и тестов с AA и AF из статьи «3DGiТоги: февраль 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 36 видеокарт — тесты с АА и АФ!» легко можно убедиться, что при включении AF и особенно AA основная нагрузка ложится именно на видеокарту. То есть чем более агрессивную настройку в игре мы намерены использовать, тем относительно более мощная видеокарта нам нужна. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что идеального сочетания процессор-видеокарта не существует, а есть некоторый, причем достаточно широкий диапазон приемлемых сочетаний. А ведь существуют как более, так и менее процессорозависимые игры (это тоже легко увидеть из тестов в «3DGiТогах») в которых относительная нагрузка на процессор и видеокарту меняется в еще более широких пределах! Так что ответ на вопрос «так какой же процессор является идеальным для данной видеокарты?» (также, как и на вопрос-антипод «какая видеокарта является идеальной для данного процессора?») становится совсем уж расплывчатым. Немного ниже мы постараемся разобраться в этом весьма непростом вопросе, поговорим об этом поподробнее.
В качестве иллюстрации приведем две диаграммы из вышеуказанных статей для игры DOOM III без использования сглаживания и со сглаживанием соответственно. Взяты диаграммы для видеокарт PCI-E, поскольку именно для них проводилось наиболее обширное исследование производительности игр при применении различных процессоров.
Для видеокарт AGP столь наглядной иллюстрации у автора нет, но в том случае ситуация принципиально не поменяется, желающие могут это посмотреть в статьях, ссылки на которые приведены выше. Там же можно посмотреть сравнительные диаграммы и для других игр и разрешений с различными видами процессоров и видеокарт.
Но вот виновник найден, теперь встает следующий исконный вопрос: «Что делать?». Попытаемся ответить на него.
Материнская плата
Пожалуй, оценить её актуальность сложнее всего, потому что нельзя оперировать какими либо цифрами. Материнка – компонент, связывающий всё остальное железо, и именно от её «начинки» зависит, насколько актуальные комплектующие будут установлены. Поэтому когда речь заходит о материнских платах, сразу всплывает вопрос возможностей и совместимости.
Например , оперативная память формата DDR3 сильно уступает планкам формата DDR4, а NVME-накопитель значительно быстрее классического SSD. Процессоры на современном сокете, как мы уже выяснили, ощутимо производительнее своих предшественников, совместимых с устаревшим интерфейсом.
Современные топовые материнские платы оснащаются целым рядом интересных технологий. Например, они поддерживают XMP-профили, которые позволяют эффективнее разгонять оперативную память. Также во многих моделях разблокирован множитель и частота процессорной шины.
Таким образом, невозможно иметь древнюю материнскую плату и при этом актуальное железо (исключение составляет видеокарта). Для офисных компьютеров для условной работы с офисным пакетом – не обязательно иметь современную материнку. А для игровых и профессиональных – must have.
Сама по себе замена материнской платы не дает прироста производительности. Увеличение мощности происходит за счет других компонентов системы (видеокарта, процессор, оперативная память, накопитель). Понять, что материнская плата устарела – очень легко.
К ней просто нельзя будет подключить современные комплектующие. Выбрать новую тоже несложно. Возникла необходимость в установке RAID-массива или SLI-связке? Смотрим на модели, которые поддерживают данные технологии. Хотите обновить память? Ищите материнки, которые будут с ней работать.
Накопитель
С объемом всё просто. Не хватает? Докупаем либо ещё один накопитель (если есть слот), либо меняем имеющийся винчестер на более ёмкий. Ситуация куда интереснее, если брать в расчет SSD.
Мы считаем, что в современном компьютере обязательно должен быть твердотельный накопитель. Он значительно ускоряет запуск системы, работу программ и загрузку игр. Фреймрейт в играх от него не увеличится, но самые обывательские задачи станут занимать намного меньше времени.
Оперативная память
Гарантия производителя на эти устройства составляет 10 лет, а манипуляции пользователя с ОЗУ в 99% случаев не способны вывести модуля из строя. Поэтому память намного быстрее устаревает морально, чем происходит выработка на отказ. В связи с этим нет смысла производить апгрейд в связи с техническим состоянием: оперативка способна пережить ни одну сборку ПК.
Если посмотреть на общую производительность компьютера, то влияние памяти будет наименьшим относительно других комплектующих. Процессор и видеокарта куда более значимые компоненты, от которых зависит фреймрейт в играх и плавность выполнения задач. Поэтому в вопросах апгрейда памяти в основном стоит ориентироваться на объем.
Требования к нему растут с каждым годом. Если ранее 8 Гбайт хватало для любой игры и профессиональной программы, то сейчас рекомендуемое значение приближается к 16 Гбайт. То же самое с операционными системами – они становятся всё более прожорливыми. Сегодня самым минимумом даже для офисных задач являются вышеупомянутые 8 Гбайт.
Меньшее количество приведет к замедлению всей системы из-за вынужденного использования файла подкачки, расположенного на жестком диске, который в разы отстает по скорости от оперативной памяти. Также обязательным условием современного компьютера является наличие двухканального режима работы памяти, который достигается за счет установки двух модулей в четные или нечетные слоты.