- Краткое знакомство – основные прикладные продукты
- Видеокарта
- Внутренние устройства хранения и записи данных
- Материнская (системная) плата
- Периферийные компоненты
- Периферийные устройства персонального компьютера
- Процессор
- Рабочий стол и интерфейс
- Распознавание данных
- Растровые изображения
- Системное программное обеспечение
- Создание презентаций на примере
- Техника безопасности и забота о здоровье пользователя пк
- Файлы, система организации и другие азы
Краткое знакомство – основные прикладные продукты
Текстовые редакторы типа Блокнот (Notepad), WordPad имеют небольшую функциональность, тогда как Microsoft Word, OpenOffice.org Writer, WordPerfect, AbiWord уже обладают большим количеством шаблонов, типов форматирования, дополнительных инструментов и функций.
Но все они позволяют набирать символы, тексты, изменять, править их, оформлять (форматировать). Есть специализированные продукты для типографий (Adobe In Design), позволяющие быстро и легко создавать буклеты, рекламные листовки, газеты или журналы.
Редакторы таблиц представляют собой табличную форму работы с текстом или другими типами данных (Microsoft Excel, Lotus Symphony Spreadsheets, OpenOffice.org Calc).С их помощью информацию можно систематизировать в таблицы, списки, блоки. А уже в табличной форме данные сортируются, систематизируются и на их основе строятся графики, диаграммы различных форм и уровней сложности.
Графические редакторы (Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw) открывают широкие возможности при работе с различными типами графических файлов. Подходят для работы с фото, картинками, чертежами, иллюстрациями, диаграммами и графиками. Их можно преобразовывать в различные форматы, менять масштаб, цвета, делать коллажи. Плюс графические процессоры позволяют работать и с текстом (вводить его на изображение, редактировать и т.п.).
Приложения этой группы позволяют сканировать изображения, распознавать текст.
Системы управления базами данных (СУБД) дают возможность работать с большими объемами информации. Это массивы с однотипными характеристиками. Позволяют легко формировать отчеты, сортировать записи и следить за актуальность записей. Популярные СУБД Microsoft Access, Oracle, Microsoft SQL Server, Interbase, MySQL, Sybase, Firebird.
Чтобы создать презентацию, понадобится специальные программы, позволяющие делать слайды или анимацию, показывать ее на экране, транслировать мультипликацию и видеоролики. Презентации могут содержать текст, изображения, графики, диаграммы. Все это сопровождается музыкой, различными спецэффектами. Одна из самых простых и удобных считается Microsoft PowerPoint.
Средства коммуникации позволяют работать в сети интернет, смотреть веб-страницы, пользоваться электронной почтой. Это Internet Explorer, Opera, Outlook Express, The Bat!.
Особой популярностью пользуются интегрированные системы/пакеты, которые включают в себя комплекс вышеописанных программ. Они также содержат электронную почту, органайзер и другие. Удобство таких пакетов в том, что все входящие приложения обладают единым интерфейсом и связаны между собой.
Есть даже онлайн-офисы, которые сами могут полностью обеспечить удобными и современными компьютерными инструментами. И все это с использованием возможностей всемирной сети интернет. Самый популярный – Google Docs.
Приложения для проектирования разнообразных механизмов это AutoCad, КОМПАС 3D.
Обучающие программы типа клавиатурных тренажеров, разнообразные тесты, обучающие аркады помогают осваивать учебный материал играючи.
Различные игры позволяют проводить досуг весело, а иногда даже с пользой. Есть игровые обучающие приложения, а есть игры, которые используют различные исторические данные и можно узнать много нового (Assassin’s Creed).
Видеокарта
Видеокарта — электронное устройство, которое преобразует графические данные, хранящиеся в оперативной памяти компьютера или видеопамяти самой видеокарты и далее выводит их на экран монитора в понятном для пользователя виде.
Видеокарта имеет много разных сленговых и сокращенных названий, но обозначают все они одно и тоже. Например, графический ускоритель, видеоадаптер, графический адаптер, графическая карта, графическая плата, видеоплата.
Самый распространенный вариант исполнения видеокарты — в виде печатной платы расширения. Во всех современных компьютерах, графическая карта вставляется в специальный слот расширения материнской платы PCI Express x16. До 2022 года использовался разъем AGP. Такие видеокарты еще называют дискретными или внешними.
Также очень широкое применение нашли встроенные или интегрированные видеоплаты. Это относится практически ко всем ноутбукам и большой части недорогих настольных ПК. Такие видеокарты располагаются на материнской плате, в качестве части чипсета северного моста (устаревший вариант) или встраиваются в центральный процессор (современный способ).
Такие графические платы правильнее называть графическим процессором (от англ. graphics processing unit, GPU). Так как чаще всего они не имеют своей собственной видеопамяти и задействуют для обработки информации оперативку.
Основные характеристики на которые стоит обращать внимание:
- Объём видеопамяти — общая емкость памяти видеокарты, в которой хранятся данные об изображении для дальнейшего их вывода на монитор. Измеряется в гигабайтах (Гбайт);
Оказывает тем большее влияние на производительность, чем выше разрешение монитора и качество настройки графики в играх. Современные модели видеокарт могут обладать объёмом видеопамяти от 2 Гбайт до 24 Гбайт. Оптимальным объёмом можно считать 8-12 Гбайт, но все сильно зависит от используемого разрешения монитора.
Большой объем набортной видеопамяти не всегда означает, что данная модель видяхи более производительна, в сравнении с другими моделями, но имеющими меньший объем. Надо обращать и на другие важные характеристики внимание.
- Разрядность шины видеопамяти. Измеряется в битах, определяет объём данных, который можно одновременно прокачать через себя видеопамять. Меньше 128 бит брать не стоит. А лучше 256 бит. У самых крутых моделей этот показатель равен 384 или 512 бит;
- Частота работы ядра графического процессора. Измеряется в мегагерцах (МГц). Больше — лучше;
- Частота и тип видеопамяти. Измеряется также в мегагерцах (МГц). От типа тоже многое зависит. Чем новее поколение, тем она быстрее. Например, GDDR5, GDDR6 и GDDR6X;
- Так же очень важно наличие различных специализированных блоков. Таких, как текстурных, шейдерных, растеризации, тензорных ядер. Их количество сейчас сильно влияет на скорость видеоадаптера в играх.
В настоящее время видеокарты производят на основе чипов от корпораций nVidia и AMD. Так же потихоньку на рынок дискретной графики заходит Intel.
Внутренние устройства хранения и записи данных
К внутренним устройствам хранения данных относятся накопители на жестких магнитных дисках или НЖМД (от англ. hard (magnetic) disk drive, HDD) и твердотельные накопители (от англ. Solid-State Drive, SSD). Все эти устройства служат для долговременного хранения информации, но технологически и внешне они сильно отличаются.
Жёсткий диск или винчестер — запоминающее устройство, основанное на принципе магнитной записи. Он есть во многих современных настольных компьютерах и незначительной части ноутбуков. Быстро вытесняется различными вариантами исполнения твердотельных накопителей.
Несмотря на свой почтенный возраст, данная технология записи и хранения данных одна из самых надежных. Я советую в настольном ПК в обязательном порядке иметь один HDD или лучше всего гибридный SSHD диск, для хранения особо важных данных. В случае выхода из строя накопителя, восстановить данные с памяти SSD намного сложнее и дороже, чем с обычного диска.
Устанавливается в отсек 3,5 дюйма в настольных ПК, а в ноутбуках 2,5 дюйма.
Твердотельный накопитель или SSD — компьютерное энергонезависимое немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти. Для хранения информации в ней используется флеш-память NAND различных типов. Легче и быстрее обычного диска. Доля ССД дисков в ноутбуках и других портативных устройствах уже не менее 90%.
В этом типе дисков очень большую роль в производительности и продолжительности работы играет функциональность и качество используемого контроллера, потому-что память NAND требует качественного управления во время своей работы.
Основные характеристики на которые стоит обращать внимание:
- Емкостью (объёмом). Измеряется в гигабайтах (Гбайт) или терабайтах (Тбайт). Определяет какой объём информации можно записать на накопитель. Для диска на твердотельной памяти сейчас достаточно 250 Gb, а для HDD 2-3 терабайта;
- Быстродействие. Складывается из времени доступа к информации и скорости чтения/записи информации. Среднее время доступа у современных HDD составляет 12-14 мс (миллисекунд), а у SSD этот параметр не указывается, так как он близок к 0. Средняя скорость чтения/записи у HDD равен 120-180 Мбайт/с (мегабайт в секунду), а у самых медленных SSD не менее 350 Мбайт/с. У NVMe моделей скорость в районе 3500 Мбайт/с и более;
- Интерфейс подключения. Сейчас для обычных HDD и медленных SSD это SATA 3, а для быстрых SSD NVMe это разъем M.2 или PCI-E, расположенных на материнской плате.
Материнская (системная) плата
Материнская или системная печатная плата компьютера (от англ. motherboard), является основанием для построения компьютерных систем. Она первой устанавливается в корпус компьютера. На ней размещаются через распаянные разъемы или подключаются через специальные интерфейсные кабеля все внутренние устройства системного блока ПК и внешнее оборудование.

Так же в нее могут быть интегрированы (встроены) некоторые виды этих устройств. Например, видеоадаптер, звуковая или сетевая карта, Wi-Fi модуль.
Крепиться материнская плата к корпусу при помощи винтов через предусмотренные для этого отверстия. Количество и расположение мест крепления зависит от форм-фактора материнки. Так же от размера системной платы зависит и размеры компьютерного корпуса, которые также поддерживают соответствующие форм-факторы. Более подробно об этом можно почитать в статье “Что такое форм-фактор материнской платы”.
Материнка или “мать” является необходимым элементом для работоспособности компьютерной системы. Так же такими необходимыми элементами, которые устанавливаются или подключаются к ней являются:
- Процессор с кулером.
- Оперативная память.
- Видеокарта (если нет встроенной в саму материнку или процессор).
- Жесткий или SSD SATA диск (M.2 диск располагается на самой материнке).
- Блок питания.
- Корпус компьютера или что-то его заменяющее.
Это необходимый минимум, чтобы ваш комп можно было запустить. В современных реалиях обычно этого более чем достаточно для полнофункциональной работы. Остальные дополнительные, как внутренние карты расширения, так и внешнее оборудование, только расширяют или улучшают возможности вашего ПК.
Главная задача материнской платы — соединить все это различное оборудование и заставить его исправно работать. Для этого в ней предусмотрена микросхема BIOS, которая помогает ей это сделать.
Основные характеристики на которые стоит обращать внимание:
- Форм-фактор или размер. Подбирается под корпус или корпус под нее. Также от размера зависит функциональность и модернизируемость всего компа. Например, ATX материнки имеют 4 слота под оперативку, а Mini ITX уже только 2;
- Процессорный сокет;
- Чипсет.
Периферийные компоненты
Источник
Внешние устройства это:
- Клавиатура – позволяет вводить текстовую информацию в ПК.
- Монитор – используется для вывода изображений.
- Мышь – управление ПК.
Сейчас активно рассматривают замену манипулятора мыши на трекбол. Конструктивно это мышь «верх ногами», так как управление происходит при помощи шарика, который сверху. Этот тип манипулятора не приводит к развитию проблем с кистью или всей рукой у людей, работающих за ПК более 8 часов ежедневно.
Сенсорная панель позволяет управлять курсором, подавать команды ПК без мышки, особенно часто они встречаются на ноутбуках. Есть также сенсорные экраны, которые напрямую реагируют на движение пальцев.
Графический планшет – устройство ввода информации при помощи пера и чувствительного поля. Пользователь пишет, рисует, редактирует информацию на экране, словно ручкой в тетради.
Дополнительные устройства:
- Колонки – вывод звуковых данных.
- Принтер – вывод данных на бумагу. Современные модели позволяют печатать изделия в 3D-формате, наносить картинку лазером на различные поверхности (ткань, керамику, кожу, металл).
- Плоттер (графопостроитель) – высокоточный принтер для вывода на печать чертежей, схем, информации на ткань, бумагу в рулонах.
- Сканер – ввод графической информации с бумажного источника.
- Джойстик – управление компьютером в игровом режиме работы.
- Веб-камера – прибор, позволяющий передать на ПК видеоданные.
Мышь, джойстик и клавиатуру также выделяют в отдельную группу «средства манипуляции». Это механизмы, позволяющие передавать команды компьютеру, какой объект выбирать, какие операции выполнять.
Периферийные компоненты делят на 2 группы по назначению:
- Устройства ввода данных: мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера. Еще сюда относятся джойстик, графический планшет и трекбол.
- Устройства вывода: монитор, колонки/наушники, все типы принтеров.
Разнообразие моделей современных компьютеров позволяет выполнять практически любые действия. Возможности такой техники сложно осознать. Так, хирурги перед сложной операцией могут провести ее на виртуальном тренажере или сделать 3D модель пациента со всеми особенностями его тела и провести тестовую процедуру, разрезая и сшивая его силиконовую копию, а компьютер тем временем будет засекать время и говорить о том, как все происходит.
Периферийные устройства персонального компьютера
Здравствуйте уважаемые читатели overcomp.ru. В одном из уроков мы разобрались, что компьютер можно разделить на системный блок со всем его содержимым и на периферийные устройства. Именно о периферийных устройствах и пойдет речь в сегодняшней статье. Если вы не читали статью про устройства компьютера, то перейдите по ссылке «Устройство компьютера».
Периферийные устройства персонального компьютера — это устройства, которые подключаются к компьютеру с помощью специальных разъёмов. Ниже приведу примеры основных устройств, которые можно часто встретить на домашних компьютерах.
Монитор, дисплей, экран. Это устройство, которое часто называют пользователи «телевизор». Он выводит изображение на экран, а значит, является очень важным компонентом в компьютере.
Мониторы по технологии работы делятся на ЭЛТ (Электронно — лучевая трубка) и ЖК (жидкокристаллический). Первый вид – это устройство, содержащее в себе кинескоп, такой же, как в старых телевизорах. Использование такого монитора довольно вредно для здоровья пользователя, к счастью, сегодня они мало применяются. Второй вид – жидкокристаллический монитор – это современное решение, его использование гораздо менее вредно для здоровья.
Второй важной характеристикой является размер экрана в мониторе. Его принято измерять по диагонали и указывать в дюймах. Жидкокристаллические мониторы бывают широкоформатными, это значит, что экран будет слегка вытянут по ширине, соотношение сторон такого экрана обычно 16:9 (у обычного квадратного 4:3).
Мониторы можно подключать через следующие интерфейсы VGA, DVI,HDMI и DisplayPоrt. В данное время на персональных компьютерах широко используются VGA и DVI интерфейсы, также существуют различные переходники, если в мониторе или в материнской плате не предусмотрены данные интерфейсы.
Клавиатура. Это устройство для ввода информации. Все клавиши разделены на несколько групп:
- Буквенно-цифровые;
- Управляющие (клавиши Enter, Backspace, Shift, Ctrl, Alt, Win, Caps Lock, Tab, Print Screen, Scroll Lock, Pause Break, Num Lock);
- Функциональные (клавиши F1 – F12);
- Клавиши управления курсором (Стрелки, Insert, Delete, Home, End, Page Up, Page Down);
- Малая цифровая клавиатура.
Кроме перечисленных выше, на клавиатуре может находиться набор мультимедийных клавиш самого разного назначения. Также обычно имеются индикаторы режима Num Lock, Caps Lock, Scroll Lock.
Устройство может подключаться по интерфейсу Ps/2,USB. Существуют также переходники, которые позволяют подключить USB клавиатуру в порт PS/2 и наоборот.
На ноутбуках и нетбуках в целях экономии места могут отсутствовать некоторые группы клавиш. Также могут отсутствовать они и в обычных клавиатурах.
Плюсом USB клавиатуры является, что ее можно подключать с включенным компьютером и через некоторое время операционная система автоматически опознает клавиатуру, тем самым вам не надо перезагружать компьютер, чтобы начать работать с ней. Если подключить клавиатуру PS/2 с включенным компьютером, то система не сможет определить устройство и придется перегрузить компьютер, чтобы начать использовать клавиатуру.
Мышь. Это устройство-манипулятор, которое преобразует движения руки пользователя в движения курсора на экране. Минимальный набор – это две клавиши и колесико прокрутки, некоторые модели могут иметь расширенный набор: более одного колесика и дополнительные клавиши по левой и правой стороне мышки, которые очень популярны у «геймеров».
Кнопки мыши обычно принято называть «левая кнопка мыши» (ЛКМ, Mouse 1) и «правая кнопка мыши» (ПКМ,Mouse 2), под колесиком обычно тоже имеется третья дополнительная кнопка.
По принципу работы мышки бывают механическими, оптическими и лазерными. Механические содержат внутри прорезиненный шар, который при движении вращает маленькие валы, с которых и считывается информация о направлении и скорости движения манипулятора (устаревшая модель). Оптические мышки имеют направленный вниз светодиод. Отраженный от поверхности свет и дает возможность узнать направление и скорость перемещения. Лазерные мышки являются разновидностью оптических.
Разница состоит в том, что светодиод заменен миниатюрным лазером. Это позволило избавиться от свечения мыши и увеличило точность позиционирования. Механические мыши устарели и почти не используются, обычно применяются разновидности оптических манипуляторов.
Способы подключения мыши такие же, как и у клавиатуры: USB и PS/2. Как и с клавиатурами USB мышки определяются с включенным компьютером.
Принтер. Это устройство для вывода (печати) информации на бумагу.
В первую очередь они различаются по технологии печати. Бывают лазерные (светодиодный принтер), струйные, матричные и другие принтеры (твердочернильный, сублимационный).
Лазерные принтеры – наиболее практичные для работы устройства. У них наибольшая скорость печати, ресурс картриджа и наименьшая стоимость обслуживания и заправки. Обычно бывают черно-белыми, хотя существуют и цветные. Для печати используется специальный порошок, называемый тонер. Он наносится на лист бумаги в нужных местах, а затем закрепляется на ней путем нагрева и расплавления. Также есть cветодиодный принтер, который является параллельной веткой развития технологии лазерной печати.
Струйный принтер – самый подходящий вариант для печати цветных изображений, в том числе фотографий. В качестве печатающего вещества используется жидкая краска 4-х или 6-и цветов. Смешение этих красок в разных сочетаниях дает всю палитру при печати. Недостатком является опасность засыхания краски в картридже в случае длительного простоя и невысокая скорость печати. Однако такие принтеры дают наибольшее качество цветной печати, а также невысокую стоимость заправки при условии использования СНПЧ – системы непрерывной подачи чернил. Это система, при которой емкости с краской находятся рядом с принтером и подача в картриджи осуществляется по специальным трубкам.
Матричный принтер. Это наиболее старый и наименее удобный вариант. В нем для печати используется лента, пропитанная красящим веществом. Лента прижимается к бумаге специальными уголками в нужных местах и формирует из точек изображение. Главными минусами таких принтеров является: низкая скорость печати, качество и повышенный шум при печати. Однако они по-прежнему используются во многих организациях потому, что некоторые старые программные продукты могут печатать только на таких принтерах.
Принтеры подключаются к компьютеру через интерфейс USB или LPT (старые модели).
Сканер. Устройство для передачи информации с бумажного носителя в компьютер. Отсканировав изображение, мы получим картинку. В случае если сканируется текст и его нужно отредактировать, применяются специальные программы для распознавания текста. Одна из популярных программ, которая распознает текст со сканированного документа ABBYY FineReader, которая распространяется как платный программный продукт.
Сканеры подключаются через USB.
МФУ. Аббревиатура расшифровывается как многофункциональное устройство. Это очень практичное решение, представляющее собой комплектацию принтера и сканера. Современные МФУ также дают возможность делать копии без включения компьютера (копировальный аппарат), а также могут выполнять функции факса.
Подключаются через USB и Ethernet (по сети).
Акустические колонки. Это устройства для воспроизведения звука.
Отличаются колонки в первую очередь мощностью. Подключать их необходимо в двух местах: к источнику сигнала – зеленый круглый разъем на материнской плате или дискретной звуковой карте; а также к источнику питания, чаще в обычную розетку, но бывают версии питающиеся от USB.К числу периферийных устройств можно отнести множество других девайсов: это и источники бесперебойного питания, веб- камеры, внешние модемы и еще множество других полезных приспособлений. Рассмотреть их все в рамках одного урока не представляется возможным, поэтому остановимся на описанных выше самых популярных представителях этой группы периферии. В настоящее время развиваются беспроводные периферийные устройства: мышки, клавиатуры, принтеры и т.д.
Процессор
Процессор – это сердце компьютера. Он обрабатывает весь входящий поток информации, распределяя его между остальными комплектующими. Состоит из текстолита, на который крепятся микроконтроллеры и установлен кристалл – в нем и происходят все вычисления. Покрывается металлической крышкой.
Кристалл смазывается термопастой для отвода тепла на крышку, которую охлаждает радиатор (охлаждающее устройство).
В современных процессорах устанавливается два кристалла, один из которых отвечает за обработку графики (встроенная видеокарта).
На сегодняшний день существуют два крупных производителя – Intel и AMD. Intel выпускает серию Core I, AMD – серию Ryzen. Если сравнивать их, то основное отличие в том, что у AMD есть микро ножки.
Для AMD нужна специальная материнская плата с AM4 сокетом. Такой процессор потребляет чуть больше электроэнергии, но выгоднее по цене.
Когда-то у AMD была проблема с большим тепловыделением и процессоры часто сгорали. Но сейчас в новых моделях Ryzen исправили этот недостаток – устройство уже так не греется.
Intel же имеют безупречную репутацию: они хорошо подходят для работы с графикой и видеомонтажом. У них нет ножек, они потребляют меньше энергии, но при нагрузке выделяют большое количество тепла.
Мощность процессоров определяется по количеству ядер и частоте в гигагерцах.
Один из самых мощных процессоров Intel на сегодняшний день – Core I9 9900K. Он 8-ядерный с дополнительными 8-ью виртуальными ядрами с частотой 3,6 Ггц. Работает на сокете материнской платы LGA 1151v2.
Один из самых мощных процессоров AMD – Ryzen 7 3800X: 8 ядерный с дополнительными 8 виртуальными ядрами с частотой 3,9 Ггц, работающий на сокете материнской платы SocketAM4.
На сегодняшний день процессоры Intel и AMD не сильно уступают друг другу в производительности.
Охлаждение для процессора. Современные процессоры могут производить огромное количество операций и вычислений. Чем серьезнее вычисление, тем сильнее он греется. Температура во время работы при плохом охлаждении может подниматься до 90 градусов и более, что негативно влияет на кристалл. Потому для процессора нужна хорошая система охлаждения.
Существует два типа охлаждения:
- Водяное
- Воздушное
Водяное – это когда к радиатору подведены два шланга, по которым циркулирует жидкость. Она охлаждается вентилятором, прикрепленным к корпусу.
Воздушное – это когда на радиатор установлен вентилятор.
У каждого типа охлаждения есть свои плюсы и минусы:
- Водяное лучше охлаждает процессор, но требует обслуживания: нужно следить за уровнем жидкости, за состоянием шлангов.
- Воздушное не сильно уступает водяному, но имеет большой плюс в том, что не требует обслуживания – достаточно следить, чтобы вентилятор не запылился. Минус же заключается в том, что хорошее воздушное охлаждение имеет большие размеры и занимает много места в корпусе.
На своем опыте рекомендую ставить хорошее воздушное охлаждение с большим радиатором и как минимум восьмью медными трубками. Оно справится с рассеиванием тепла в 100-процентной нагрузке (без разгона процессора).
Хорошо себя зарекомендовали такие производители, как Deep Cool, Thermaltake, Thermalright.
Водяное охлаждение имеет смысл при разгоне процессора, когда температуры могут подниматься до критических. Из водяных систем хорошее охлаждение выпускает компания Corsair.
Рабочий стол и интерфейс
Чтобы работа на компьютере была удобной, разработчики придумали своеобразный способ общения пользователя и ПК – диалог. Первоначально такая беседа была при помощи специальных команд, которые понятны машине. Человек отправляет команду – получает ответ, результат или действие от ПК. А последовательность команд превращается в процедуру или настоящую программу.
С развитием компьютерных технологий общение стало проще – пользователь при помощи ручного манипулятора (мышка) подает сигнал ПК, совершая определенные операции со значками или командами на экране. Таким образом, операционная система взаимодействует с человеком в диалоговом окне, предоставляя интерфейс.
Первое окно, которое видит пользователь после включения ПК – рабочий стол.
Рабочий стол – графический объект с элементами управления и объектами Windows.
Элементы управления – Панель задач (меню «Пуск» и панель с ярлыками открытых диалоговых окон и программ).
На экране рабочего стола есть маленькие значки-картинки (пиктограммы или иконки) – ярлыки или значки программ. Стандартно это «Мои документы», «Мой компьютер», «Сетевое окружение», значок браузера и «Корзина». В корзине временно хранятся удаленные файлы на компьютере.
Есть не ярлыки, а значки программ или файлов. Все действия, которые выполняются со значками, происходят и с объектами, которые они обозначают (удаление, копирование, переименование). Все, что находится на рабочем столе – расположено на диске С.
Вид значка можно менять, выбрав пункт контекстного меню свойства, а далее кнопку «Сменить значок»:
Важно! Если удалить, переименовать ярлык, то с объектом ничего не произойдет, только с картинкой-ссылкой. Если же это сделать со значком файла или приложения, то выбранное действие произойдет и с объектом.
Ярлыки программ и файлов – это не сам объект, а лишь картинка со ссылкой на него, но после двойного щелчка система перейдет по указанному пути и откроет нужный документ или приложение.
Интерфейс – способ общения, взаимодействия человека и компьютера. Разрабатывая его, программисты стараются создавать характеристики интерфейса дружественными пользователю. А значит, он будет легким, понятным и динамичным (доступные операции меняются в зависимости от объекта воздействия).
Современный интерфейс графический, в котором не нужно писать команды, достаточно выделить значок нужной программы, задать ему запрос (запустить, удалить, др.) при помощи команд и запустить нужный процесс.
Распознавание данных
Чтобы получить текст или изображение, которые напечатаны, написаны или нарисованы, придется воспользоваться сканером или фотоаппаратом. Сканер позволяет не просто получить информацию в виде картинки, также данные можно «распознать» при помощи специальных программ.
Если же не распознавать данные, то для них не будут доступны функции редактирования или форматирования. Их можно будет изменять только как графические файлы.
Программы, используемые для распознавания графических файлов и преобразование их в текст, называются Optical Character Recognition или OCR. Наиболее популярными являются ABBYY FineReader и CuneiForm. Часто программа идет в комплекте со сканером или МФУ (устройство, соединившее в себе принтер и сканер).
Функции современной программы оптического распознавания символов (OCR):
Чтобы это все выполнить, программа выполняет десятки простейших операций, начиная с распознания структуры данных на сканированном листе (выделение столбцов, колонок, картинок), а заканчивая сравнение каждого символа со своей базой шаблонов, чтобы понять какая это буква или знак.
Современные распознаватели самообучающиеся, то есть когда пользователь исправляет полученный текст, а его всегда нужно проверять и убирать неточности, программа запоминает правки и вносит дополнения в свой набор шаблонов.
Бесплатные версии имеют минимальный набор функций, несколько популярных языков (например, английский, русский) достаточный для рядового пользователя, компьютерные словари выполняют перевод сканированного текста автоматически (при необходимости).
Платные же версии оснащены огромным набором инструментов, количество распознаваемых языков доходит до 200 (!), включая древние, экзотические, даже языки программирования. Пакетное сканирование, высококачественное распознавание сложных таблиц и форматирования, возможность работать с старинными, пожелтевшими или некачественными документами – далеко не все возможности этих программ.
Интерфейс таких программ очень удобный, интуитивно понятный. Есть упрощенный режим, в котором установленные параметры по умолчанию (самые часто используемые) и профессиональный, когда пользователь выбирает нужные ему критерии (размер страницы, яркость и контрастность, тип изображения, язык).
Растровые изображения
Источник
Объекты, созданные этой технологией, представляют собой мозаику из сотен тысяч крохотных цветных точек (пикселей). Также они напоминают вышивку крестиком. При большом увеличении картинки каждый пиксель выглядит как квадратик, а при отдалении – появляется изображение, которое поражает количеством оттенков и переходов.
Создавая рисунок подобной техникой, человек задает компьютеру координаты каждого пикселя и его цвет. Но пользователь этого не замечает, он просто пользуется инструментами графических приложений, которые имитируют карандаш или кисточку. А ПК запоминает заданные данные, а во время открытия документа снова делает «мозаику» по памяти.
Оттенки занимают конкретное количество бит:
Этим и обусловлен большой размер растровых изображений, ведь ПК хранит данные каждой точки рисунка. Это объясняет красоту подобных картинок, ведь для их создания используются сотни тысяч пикселей. Для ребуса в начале урока использовали 958*235=225 130.
Размер изображения зависит от количества и параметров точек.Чем больше цветных переходов используется, тем массивнее рисунок. Чем подробнее, детальнее картинка, тем меньше размер точки, а их количество, соответственно, больше.
Еще одним важным параметром является разрешение монитора – сколько максимально пикселей может поместиться на экране.
Полезно! Если взять небольшой растровый рисунок и увеличить его масштаб, точки станут большими, их станет видно, а сама картинка будет похожа на мозаику или вообще непонятная комбинация квадратиков.
Пример исходной картинки и ее участок с огромным увеличением:
Если же высококачественное изображение сильно уменьшить, например, для показа на устаревшей модели монитора, то точки будут сливаться, при этом мелкие детали исчезнут, а общий вид станет нечетким.
Итак, растровое изображение при изменении масштаба теряет качество.
Такие рисунки нельзя разделить на слои, они цельные, можно лишь выделить участки при помощи специальных инструментов в графических редакторах (лассо, волшебная палочка).
Если сравнивать растровую технику с некомпьютерными способами создания изображений, то она подобна фотографии и живописи.
Самые распространённые приложения для работы с растром: Paint, Adobe Photo Shop, Microsoft Photo Editor, Micrograph Picture Publisher, Fractal Design Painter.
В этих программах восстанавливают старые фотографии, улучшают селфи или фото для соцсетей, создают различных коллажей, корректируют сканированные объекты.
Системное программное обеспечение
Состав приложений этой группы: базовые (идут по умолчанию с компьютером) и сервисные (их устанавливают дополнительно).
Базовая комплектация включает самые необходимые приложения, без которых невозможна работа с ПК. Это BIOS, ОС (операционная система) и интерфейс. BIOS обеспечивает взаимодействие основных аппаратов.
Операционная система – набор приложений, координирующих совместную работу всех блоков ПК и позволяющих пользоваться всеми возможностями прибора. Чтобы взаимодействовать с компьютером, «вести с ним диалог», давать команды, используется интерфейс ОС.
Есть также сетевые ОС, позволяющие работать в интернет сети.
Источник
Наиболее известные системы у всех на слуху:
Несмотря на различие интерфейса, назначение и функциональность, предназначение всех ОС одинаковое.
Ядро ОС выполняет загрузку и поддержку работы прибора. А управление периферийными и внутренними компонентами осуществляется при помощи драйверов.
Драйвер – программа, управляющая устройствами ПК, позволяющая производить их настройку и обслуживание, согласовывающая работу различных устройств между собой.
Функции ОС:
Загрузка ПК – многошаговый, последовательный перевод всех составляющих ОС из долговременной памяти в оперативную. Загрузка обычно происходит из жесткого диска, но ее также можно выполнять из оптического диска.
Сервисные программы/утилиты (СП) предназначены для расширения возможностей компьютера, улучшения рабочей среды пользователя.
Утилиты – служебные алгоритмы для улучшения или расширения функциональности системных приложений. Обычно их работа направлена на автоматизацию, проверку и наладку ПК.
СП состоят из программ:
Источник
Создание презентаций на примере
Ознакомимся с основными элементами и этапами создания презентации на примере примитивной биографии.
- Запускаем программу:
- На главной панели выбираем пункт меню «Создать слайд» и выбираем шаблон титульного слайда:
- Выбираем оформление будущей презентации – на вкладке «Дизайн» выбираем шаблон темы:
- Приступаем к поочередному заполнению слайдов:
- Добавляем недостающий объект на титулку, сразу оформляя изображение:
- Создаваем новые слайды, выбирая шаблоны и заполняя их:
Видоизменять можно каждый объект отдельно или вместе, изменяя границы поля. Также можно выделить несколько однотипных предметов и работать сразу со всеми.
- Слайды можно оформлять каждый в отдельном стиле или все в едином.
Чтобы изменить отдельный слайд, на нем нужно вызвать контекстное меню, и выбрать формат фона:
Для фона можно брать различные цвета, текстуры, узоры, картинки. Можно выбирать различные способы заливки, тени, прозрачность и многое другое.
- Чтобы поменять местами, достаточно выделить один слева, зажать левую кнопку мыши и перетащить в нужное место или использовать сортировщик слайдов:
- После того, как презентация заполнена, оформлена, следует перейти к переходам слайдов:
Это позволяет выбрать способ появления каждого слайда:
- Анимация касается любого объекта на слайдах – можно выделить нужную картинку или надпись и подобрать эффект, как она будет появляться на экране. Причем возникать они будут в том порядке, в котором задавался эффект:
Там же можно указать, в какой момент все начнется, автоматически или по щелчку мыши, с какой задержкой и скоростью будут появляться объекты.
- Далее следует указать, как будет происходить демонстрация всей презентации:
На вкладке «Показ слайдов» можно указать, будет ли демонстрация на большом экране или нет, есть ли задержки между слайдами, презентация работает автоматически или с подачи докладчика. Обязательно нужно просмотреть готовую презентацию, чтобы исправить недостатки. Есть возможность записать демонстрацию, чтобы зрители могли ее смотреть как видео.
В результате, у нас есть такая простая презентация, состоящая из 3-х слайдов:
Программа Power Point настолько проста и интуитивно понятна, что достаточно лишь один раз увидеть хорошую презентацию, чтобы самому создавать красочные и живые файлы. Собственные презентации можно использовать вместо скучных, статистических докладов.
Техника безопасности и забота о здоровье пользователя пк
Перед тем, как приступить к работе за ПК, все должны соблюдать правила техники безопасности и придерживаться рекомендация для сохранения здоровья. Это обязательные условия не только для класса информатики, но и для пользования компьютером в домашних условиях.
Источник
Компьютеры окружают нас везде. Школа, дом, банки, магазины – отдых, учебу или работу сложно представить без этого универсального помощника. Поэтому, так важно знать, как долго можно находиться за экраном монитора, как сидеть, что делать, чтобы не испортить осанку или зрение.
А такую разминку следует выполнять каждые 20 минут работы за монитором:
Источник
Тогда глаза будут отдыхать, мышцы глаз расслабляться, а слизистая увлажняться.
- Решите кроссворд, если центральное слово «компьютер»:
По горизонтали.
1. Устройство ввода информации в компьютер.
- Прототип компьютера.
- Объекты, с которыми работает ПК.
- Центральный компонент компьютера.
- Место хранения информации.
- Другое название жесткого диска.
- Прибор для выведения графической информации.
- Алгоритм работы на языке программирования.
Решение:
Файлы, система организации и другие азы
Начнем с простого – файла.
Файл – данные, которые являются единым целым, и расположены на дисках.
Файл обладает набором характеристик:
Расширения присваиваются программой, в которой создается документ. По этим 3 символам обычно можно сказать, какой это тип документа:
Если вручную изменять тип файла, то есть набрать расширение, то документ откроет другая программа, но внутри будет нечитаемый набор символов, ведь сам тип данных остается прежним.
Интересно. В Windows не важно, прописные или строчные буквы в имени – компьютер посчитает имена Summer, summer и SuMmEr одинаковыми, тогда как для ОС Linux важно, большие или маленькие буквы в названии.
За организацию, хранение или изменение любых файлов отвечает конечная файловая система.
Задачи, выполняемые файловыми системами, связаны с любыми операциями с файлами: присваивание имени или переименование, удаление, систематизация, установка различных свойств и прав доступа, защита информации и т.п.
Хотя файл и является единым целым, на самом деле он хранится по всему диску – компьютер записывает новую информацию на свободных местах, выделяя целое количество кластеров (минимальный размер блока – 512 байта).
Перед тем, как выполнить любую операцию, система фиксирует действие в журнале. Таким способом информация защищена от сбоев или ошибок. В случае ошибочного удаления благодаря записям в журнале документы можно восстановить.
Чтобы упорядочить огромное количество разнотипных файлов, хранящихся в памяти компьютера, используется систематизация по группам.
Группы файлов размещены по папкам (каталогам), а в те в свою очередь по другим папкам. Самые первые, корневые папки находятся на дисках и обозначаются теми же буквами, что и диски.
Используются следующие структуры папок и каталогов:
- Одноуровневая (линейная)файловая система данных – все документы находятся в одной папке.
- Многоуровневая (иерархическая или древовидная) – файлы собраны по папкам и подпапкам, по типу, теме, назначению или расширению. Графически это выглядит как дерево.
Таким образом, к каждому документу, рисунку или видео, можно написать путь, указав каждую папку и подпапку. Сначала указывают имя диска, потом все папки по очереди, разделяя все символом «», а в конце имя файла.
Источник
Если известно расположение файла, его имя, найти его очень легко. Но иногда есть мало данных о файле, а его нужно найти. Тогда для поиска используют маску. Это замена неизвестных символов определенными знаками.
Используют 2 символа:
Чтобы было понятнее, разберем несколько примеров. По маске *.* будут найдены все файлы, находящиеся в указанном месте. По ?????.??? – любой файл, имеющий имя из 5 букв и цифр и расширение из 3. По ???.doc текстовые документы с именем, состоящим из 3 символов.