Компьютерная зависимость у подростков и детей: советы психолога, как отучить от планшета, от игр, профилактика зависимости от компьютера

Компьютерная зависимость у подростков и детей: советы психолога, как отучить от планшета, от игр, профилактика зависимости от компьютера Компьютер

Учитель литературы старших классов артем новиченков написал для «афиши daily» колонку, в которой рассуждает, почему пользы от видеоигр едва ли не больше, чем от книг, и зачем позволять ребенку играть ровно столько, сколько ему хочется (и даже до поздней ночи).

«Сначала уроки — потом компьютер!» — сколько раз школьником я слышал эту фразу? Уроки я, конечно, делать не любил. А играть в Counter-Strike любил очень. И только спустя десять лет, закончив университет и став учителем литературы, я понял, как опасна эта фраза и что нужно делать, чтобы видеоигры не были камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми.

Мама, я геймер

В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что‑то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

Но в старших классах в моей жизни появились книги и глубоко укоренились в ней. На это повлияло несколько факторов. Сменилась учительница литературы, которая давала нам достаточно свободы, мы могли выбирать, что читать, говорить и писать. А в семье меня никогда не принуждали к чтению.

К шестнадцати годам для себя я прочел мало, а из школьной программы — только «Горе от ума». Однако за 11-й класс я съел больше двухсот книг и наверстал упущенное. Но это был уже мой выбор, а не родителей или учителей. Компьютерные игры отошли на второй план, я увлекся хип-хопом, который гармонично сочетался с литературой. Когда поступил в университет, видеоигры исчезли из моей жизни на восемь лет.

Получив диплом, я пошел работать в школу. Дети периодически спрашивали меня: «Артем Николаевич, почему вы не играете в видеоигры?» Я говорил, что мне это неинтересно, хотя с удовольствием (и даже с жадностью) в гостях у друзей играл в FIFA или Counter-Strike. Я убеждал себя, что перерос игры. Но дети убедили меня в обратном. Я с удовольствием слушал их рассказы о сюжетах «Ведьмака», The Last of Us и понимал, что целый пласт современной культуры проходит мимо меня. Дети вообще заставляют меняться. Благодаря им я начал смотреть сериалы, в том числе «Игру престолов», и ознакомился с русским ютьюбом. Истина проста: хочешь понимать подростков, говорить на их языке — интегрируйся, потребляй то же, что и они. Процесс интеграции завершился этим летом, когда я купил PlayStation 4 и телевизор (которого у меня несколько лет не было). Видеоигры вернулись в мою жизнь, теперь они сосуществуют в гармонии с семейной жизнью, работой, книгами и творчеством.

Лучше бы он книжки читал

Почему читать книги — это хорошо, а играть в видеоигры — плохо? Этот стереотип сложился из предпосылок, имеющих разные истоки. Первая связана с тем, что литература в России — главное искусство, а мы литературоцентричная нация. Неслучайно только литературу так глубоко изучают в школе. Не кинематограф, живопись или музыку, а именно литературу. Видеоигры вообще в России не принято рассматривать как направление в искусстве. Хотя в других продвинутых странах к играм относятся гораздо серьезнее. Вторая предпосылка связана с представлением о том, что книги — это серьезно, а игры примитивны. На самом деле сложность сюжета, глубина персонажей, философский подтекст и актуальная проблематика видеоигр сегодня дадут фору многим книгам. А вариативность подачи нарратива, которые предоставляет формат видеоигры, просто невозможна в книге или кинематографе. Одно из главных нарративных преимуществ видеоигр — возможность влиять на сюжет и совершать сложный моральный выбор.

Читая книгу, мы ничего не выбираем. В романе, за исключением нескольких постмодернистских произведений, судьба героев заранее известна и прописана. Во многих видеоиграх от ваших решений зависит судьба персонажей, и порой приходится выбирать из двух зол меньшую. Убить собаку или оставить умирать в мучениях? Убить насильника и убийцу или пощадить? Поддержать сына-революционера или выбрать сторону правительства и уничтожить его? Причем последствия могут быть непредсказуемыми. И путь, который, как казалось, должен привести к добру, приносит лишь смерть и разочарование. Эта виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность. И мне кажется, что для среднестатистического подростка, который в своей жизни почти не принимает решений, видеоигры — отличный тренажер, который может закрывать самые разные потребности.

У истории с книгами и видеоиграми есть и другая сторона медали. Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер. Но первый случай родители часто предпочитают не трактовать как проблемный, а вот во втором бьют в колокола, пугая ребенка «игровой зависимостью» и походом к врачу, хотя существование такого типа зависимости до сих пор остается под вопросом. В случае как с книгами, так и с видеоиграми подростковый эскапизм не лечится путем запрета. У любой проблемы есть причина. И если ребенок проводит в виртуальном пространстве всю жизнь, значит реальность его чем‑то кардинально не устраивает и в этом стоит разобраться. Видеоигра — отличное зеркало, в котором можно разглядеть своего ребенка. А можно не разглядеть, просто разбив его. Но отражение ведь никуда не денется.

Статья для родителей «компьютер и ребенок» | образовательная социальная сеть

 «Компьютер и ребенок»

Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гаймерами» (от английского «Game» — игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Это является настоящей психологической зависимостью.       

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос становится все более актуальным.

 «Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве.

Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов — это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребенка, как будущего аддикта, может привлекать в компьютере следующее:

· наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

· отсутствие ответственности;

· реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

· возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;

· возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

В психологическом смысле все компьютерные игры можно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр. Наибольшее влияние на психику играющего оказывают ролевые компьютерные игры. В частности, игры с видом «из глаз» своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Таким образом, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы «спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

В наши дни компьютер есть практически в каждом доме. Столь интересная игрушка непременно привлекает детей и многие родители сталкиваются с тем, что их дети проводят слишком много времени за играми, из-за чего теряют интерес к происходящему в реальной жизни: неадекватно ведут себя, плохо учатся в школе, по долгу где-то пропадают. Беспокоит родителей и медицинский аспект проблемы, ведь долгое пребывание за компьютером вредно для здоровья, особенно детского.

Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии: — они резко ограничивают время игры, ставят условия «допуска» к компьютеру или вовсе отлучают от любимого занятия на неопределенный срок. Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату — игровая зависимость и ее негативные последствия только усиливаются.

Рассмотрим самые распространенные решения родителей и то, к чему они приводят в действительности.

Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, скажем по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет позволение играть только час или даже полчаса как форменное издевательство и будет реагировать крайне негативно. Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка (известны случаи суицида и убийства родственников).

С некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше).

Другой популярный подход — это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей. Если речь идет об уроках, особых улучшений в учебе ждать не стоит — думая только о том, что его ждет после, ребенок вряд ли извлечет много пользы из автоматически сделанного задания. И даже если речь идет просто о помощи по дому, этот путь так же ведет в тупик — качественно ничего не изменится, ребенок по-прежнему будет находиться в зависимости, но все только усугубится вмешательством родителей, цинично использующих его слабости. Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий — ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это можно или посещая игровой клуб.

Прежде всего, родители должны осознать, что это не «ерундовая» проблема, которую можно решить простым изгнанием ребенка из-за монитора. Понять, что целыми днями он играет не потому, что плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы, а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка.

Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя.

Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер.

Так же необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен — нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни. Родители окажутся перед непростой задачей — составить конкуренцию новейшим, искусно сделанным компьютерным играм. Но в некотором смысле это справедливо — им придется искупать свою вину, возвращая ребенка из мира грез в который они его однажды сами упустили. И чем дольше ребенок там был, тем сложнее будет задача папы и мамы.

И, наконец, постепенность. Если дела с зависимостью обрела столь пугающие формы, что в любом случае необходимо сократить время ребенка за компьютером (допустим, если он играет по 12 часов в день, в том числе, и ночью), нужно делать это постепенно. Последовательно «отрубая» ему по часу в день каждые несколько недель и разбивать его игровое время (без резкого сокращения) на две части для образования перерыва.

Проще отвлечь от компьютера детей младшего возраста — им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время (не следует перегружать его через меру), даже две. Впрочем, выбирать надо осторожно и учитывая мнение ребенка — ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. В то же время, занятия в кружке рисования или танцев отнюдь не освобождают родителей от необходимости и самим принимать участие в «реабилитации» ребенка. Совместные походы, пусть даже по незамысловатым развлечениям, таким как цирк, детский театр, да и вообще, любое совместное времяпровождение, скорее всего, отдалят ребенка от компьютера. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить юного любителя компьютерных игр — можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Безусловно, все это потребует наблюдательности, терпения и времени — родители должны уметь действительно заинтересовать ребенка в альтернативе компьютеру.

Польза и вред компьютера

Говоря о вреде длительного пребывания ребёнка у монитора, доктора упоминают о следующих факторах:

— неправильная посадка за столом вызывает у детей нарушение осанки;

— снижение двигательной активности приводит к увеличению веса;

— мерцание монитора способствует ухудшению зрения (с этими проблемами можно справится путём правильной организацией рабочего места у компьютера и ограничением детского компьютерного времени);

— у детей, остро ощущающих недостаток внимания со стороны родителей, неуравновешенных, легковозбудимых, часто возникает компьютерная зависимость, очень быстро у таких детей наступает нервное истощение, перенапряжение, с которыми сложно бороться;

— «неправильные» компьютерные игры влекут за собой появление агрессивного поведения у детей. Неустойчивая детская психика заставляет детей быть нервными, неуправляемыми, чрезмерно шумными;

— при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага, добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них, в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины, таких проблем никогда не возникнет.

К основным положительным моментам работы за компьютером специалисты относят следующие достоинства:

— при помощи интернет-сёрфинга дети находят нужную им для учёбы и подготовки рефератов, проектов необходимую информацию, общаются с друзьями в реальном времени;

— правильно подобранные для ребёнка компьютерные игры (например, стратегии), способствуют развитию навыков планирования и усидчивости, аркады (игры-бродилки) улучшают глазомер, скорость реакции, внимание;

— исследование картографии игрового пространства пробуждают в детях аналитические способности, способности ситуативного анализа, решение возникающих игровых проблем способствуют развитию сосредоточенности, мышлению, усидчивости;

— также многие правильно подобранные компьютерные игры развивают у ребенка: быстроту реакции, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, учат ребенка классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки;

— современная действительность всё больше требует умения уверенного пользования  компьютером. Компьютерная грамотность необходима во многих сферах.

Безопасная работа за компьютером.

1. Знакомить детей  с компьютером следует не раньше трёх — четырёхлетнего возраста. Особое внимание при этом следует уделять психическим особенностям вашего ребёнка. Спокойному, уравновешенному малышу могут подойти почти все игры, предназначенные для самых маленьких детей. Для впечатлительного, нервного малыша необходимы спокойные, логические игры. Для таких детей самыми неподходящими будут игры с быстро двигающимися предметами, мелкими деталями, требующие повышенной сосредоточенности, способные вызвать нервное истощение.

2. При покупке дисков с компьютерными играми обращайте внимание на надписи на коробках о рекомендуемом возрасте, содержании игр.

3. Не рекомендуется ставить компьютер на рабочее место ребёнка и в детской спальне. При соблюдении этого простого правила вы сможете легко контролировать все действия своего ребёнка и будете в курсе того, чем он в данный момент занят: уроками или развлечениями.

4. Следует заранее предупредить малыша о том, сколько времени он будет проводить за монитором. Некоторые психологи предлагают умножать возраст ребёнка на три. Полученный результат переводится в минуты. Например, 5Х3=15; итог умножения соответствует пятнадцати минутам компьютерного времени. На это время отложите все свои дела и присядьте рядом с малышом. При этом вам проще будет отклонить уговоры ребёнка поиграть ещё. Запомните главное: нужно заранее, до включения компьютера убедительно объявить об установленных правилах, и о том, что эти правила должны выполняться как ребёнком, так и взрослым.

5. Установите контроль над пребыванием малыша в сети. Но сделайте это так, чтобы ребёнок не догадался об этом. Для этого подойдёт предустановленный почти во всех браузерах и антивирусных программах «родительский контроль», а также специализированнее программы, способные заблокировать доступ к подозрительным сетевым ресурсам.

6. Детям, не достигшим возраста восемнадцати лет, настоятельно рекомендуются не регистрироваться в социальных сетях. Мало того, что социальные сети впустую забирают много времени, они при этом ещё потенциально опасны для детей.

7. Объясните и почаще напоминайте ребёнку о том, что в сети требуется хранить в тайне свои личные данные, никому и ни под каким предлогом не следует сообщать свои фамилию, адрес, номер телефона. Разъясните малышу то, как он должен себя вести, если столкнётся в сети с нестандартными предложениями, угрозами, агрессией в свой адрес.

Как бороться с уходом в       виртуальность.

Часто бывает так, что родители изменения в поведении ребёнка замечают слишком поздно, в тот момент, когда у ребёнка уже сформировалась игромания или интернет-зависимость.

Основные тревожные признаки этих зависимостей:

1. Характер ребёнка становится агрессивным, раздражительным, проявляется неуправляемость. Он пропускает учебные занятия, использует любой предлог для включения компьютера.

2. Каждое предложение об ограничении компьютерного времени такой ребёнок проявляет неадекватную реакцию: плачет, угрожает.

3. Ребёнок начинает выпрашивать или (что ещё хуже) воровать у родителей деньги только для того, что потратить их на сетевую игру.

4. Практически всё своё свободное время ребёнок проводит у компьютера. Игнорирует заранее установленные ограничения компьютерного времени, тайком ночью прокрадывается к компьютеру.

Главные родительские ошибки.

 Иногда родители устанавливают тотальный жёсткий контроль над детским компьютерным временем, пресекают все детские аргументы фразой наподобие часто встречающегося выражения «Потому, что я так сказал». Жёсткость в общении с детьми приводит к проявлению у них протестных реакций; такие дети начинают считать, что родителям до него нет никакого дела.

Самая главная ошибка родителей состоит в полном запрете на работу ребёнка за компьютером. Современным школьникам компьютер необходим для полноценного учебного процесса. Устанавливая запрет на компьютер, вы создадите ребёнку сложности в общении с друзьями, ограничите доступ к необходимой учебной информации. Такой родительский подход способен сформировать у ребёнка нерациональное использование компьютерного времени, ведь детей привлекает больше всего то, что находится под запретом. Не стоит бояться знакомить вашего ребёнка с компьютерными возможностями. Ваш собственный пример, доверительные открытые отношения, совместное времяпрепровождение способны предотвратить компьютерную зависимость. Ваши понятные объяснения и обучение основным принципам работы за компьютером, превратят ребёнка в уверенного пользователя, ценящего радости реального мира.

Памятка для родителей.

Когда пора начать беспокоиться?

Как избежать компьютерной зависимости?

1.     Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской! Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет.

2.     Недопустимо, чтобы ребенок играл утром перед школой и вечером до приготовления домашнего задания.

3.     Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например: «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!»

4.     Поддерживайте с ребенком диалог: интересуйтесь, во что именно играет, задавайте вопросы. Игры вызывают эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.

5.     Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв или позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.

 «Компьютер и ребенок»

Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гаймерами» (от английского «Game» — игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Это является настоящей психологической зависимостью.       

Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос становится все более актуальным.

 «Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве.

Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов — это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребенка, как будущего аддикта, может привлекать в компьютере следующее:

· наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

· отсутствие ответственности;

· реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

· возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;

· возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

В психологическом смысле все компьютерные игры можно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр. Наибольшее влияние на психику играющего оказывают ролевые компьютерные игры. В частности, игры с видом «из глаз» своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Таким образом, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы «спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

В наши дни компьютер есть практически в каждом доме. Столь интересная игрушка непременно привлекает детей и многие родители сталкиваются с тем, что их дети проводят слишком много времени за играми, из-за чего теряют интерес к происходящему в реальной жизни: неадекватно ведут себя, плохо учатся в школе, по долгу где-то пропадают. Беспокоит родителей и медицинский аспект проблемы, ведь долгое пребывание за компьютером вредно для здоровья, особенно детского.

Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии: — они резко ограничивают время игры, ставят условия «допуска» к компьютеру или вовсе отлучают от любимого занятия на неопределенный срок. Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату — игровая зависимость и ее негативные последствия только усиливаются.

Рассмотрим самые распространенные решения родителей и то, к чему они приводят в действительности.

Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, скажем по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет позволение играть только час или даже полчаса как форменное издевательство и будет реагировать крайне негативно. Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка (известны случаи суицида и убийства родственников).

С некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше).

Другой популярный подход — это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей. Если речь идет об уроках, особых улучшений в учебе ждать не стоит — думая только о том, что его ждет после, ребенок вряд ли извлечет много пользы из автоматически сделанного задания. И даже если речь идет просто о помощи по дому, этот путь так же ведет в тупик — качественно ничего не изменится, ребенок по-прежнему будет находиться в зависимости, но все только усугубится вмешательством родителей, цинично использующих его слабости. Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий — ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это можно или посещая игровой клуб.

Прежде всего, родители должны осознать, что это не «ерундовая» проблема, которую можно решить простым изгнанием ребенка из-за монитора. Понять, что целыми днями он играет не потому, что плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы, а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка.

Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя.

Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер.

Так же необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен — нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни. Родители окажутся перед непростой задачей — составить конкуренцию новейшим, искусно сделанным компьютерным играм. Но в некотором смысле это справедливо — им придется искупать свою вину, возвращая ребенка из мира грез в который они его однажды сами упустили. И чем дольше ребенок там был, тем сложнее будет задача папы и мамы.

И, наконец, постепенность. Если дела с зависимостью обрела столь пугающие формы, что в любом случае необходимо сократить время ребенка за компьютером (допустим, если он играет по 12 часов в день, в том числе, и ночью), нужно делать это постепенно. Последовательно «отрубая» ему по часу в день каждые несколько недель и разбивать его игровое время (без резкого сокращения) на две части для образования перерыва.

Проще отвлечь от компьютера детей младшего возраста — им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время (не следует перегружать его через меру), даже две. Впрочем, выбирать надо осторожно и учитывая мнение ребенка — ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. В то же время, занятия в кружке рисования или танцев отнюдь не освобождают родителей от необходимости и самим принимать участие в «реабилитации» ребенка. Совместные походы, пусть даже по незамысловатым развлечениям, таким как цирк, детский театр, да и вообще, любое совместное времяпровождение, скорее всего, отдалят ребенка от компьютера. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить юного любителя компьютерных игр — можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Безусловно, все это потребует наблюдательности, терпения и времени — родители должны уметь действительно заинтересовать ребенка в альтернативе компьютеру.

Польза и вред компьютера

Говоря о вреде длительного пребывания ребёнка у монитора, доктора упоминают о следующих факторах:

— неправильная посадка за столом вызывает у детей нарушение осанки;

— снижение двигательной активности приводит к увеличению веса;

— мерцание монитора способствует ухудшению зрения (с этими проблемами можно справится путём правильной организацией рабочего места у компьютера и ограничением детского компьютерного времени);

— у детей, остро ощущающих недостаток внимания со стороны родителей, неуравновешенных, легковозбудимых, часто возникает компьютерная зависимость, очень быстро у таких детей наступает нервное истощение, перенапряжение, с которыми сложно бороться;

— «неправильные» компьютерные игры влекут за собой появление агрессивного поведения у детей. Неустойчивая детская психика заставляет детей быть нервными, неуправляемыми, чрезмерно шумными;

— при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага, добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них, в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины, таких проблем никогда не возникнет.

К основным положительным моментам работы за компьютером специалисты относят следующие достоинства:

— при помощи интернет-сёрфинга дети находят нужную им для учёбы и подготовки рефератов, проектов необходимую информацию, общаются с друзьями в реальном времени;

— правильно подобранные для ребёнка компьютерные игры (например, стратегии), способствуют развитию навыков планирования и усидчивости, аркады (игры-бродилки) улучшают глазомер, скорость реакции, внимание;

— исследование картографии игрового пространства пробуждают в детях аналитические способности, способности ситуативного анализа, решение возникающих игровых проблем способствуют развитию сосредоточенности, мышлению, усидчивости;

— также многие правильно подобранные компьютерные игры развивают у ребенка: быстроту реакции, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, учат ребенка классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки;

— современная действительность всё больше требует умения уверенного пользования  компьютером. Компьютерная грамотность необходима во многих сферах.

Безопасная работа за компьютером.

1. Знакомить детей  с компьютером следует не раньше трёх — четырёхлетнего возраста. Особое внимание при этом следует уделять психическим особенностям вашего ребёнка. Спокойному, уравновешенному малышу могут подойти почти все игры, предназначенные для самых маленьких детей. Для впечатлительного, нервного малыша необходимы спокойные, логические игры. Для таких детей самыми неподходящими будут игры с быстро двигающимися предметами, мелкими деталями, требующие повышенной сосредоточенности, способные вызвать нервное истощение.

2. При покупке дисков с компьютерными играми обращайте внимание на надписи на коробках о рекомендуемом возрасте, содержании игр.

3. Не рекомендуется ставить компьютер на рабочее место ребёнка и в детской спальне. При соблюдении этого простого правила вы сможете легко контролировать все действия своего ребёнка и будете в курсе того, чем он в данный момент занят: уроками или развлечениями.

4. Следует заранее предупредить малыша о том, сколько времени он будет проводить за монитором. Некоторые психологи предлагают умножать возраст ребёнка на три. Полученный результат переводится в минуты. Например, 5Х3=15; итог умножения соответствует пятнадцати минутам компьютерного времени. На это время отложите все свои дела и присядьте рядом с малышом. При этом вам проще будет отклонить уговоры ребёнка поиграть ещё. Запомните главное: нужно заранее, до включения компьютера убедительно объявить об установленных правилах, и о том, что эти правила должны выполняться как ребёнком, так и взрослым.

5. Установите контроль над пребыванием малыша в сети. Но сделайте это так, чтобы ребёнок не догадался об этом. Для этого подойдёт предустановленный почти во всех браузерах и антивирусных программах «родительский контроль», а также специализированнее программы, способные заблокировать доступ к подозрительным сетевым ресурсам.

6. Детям, не достигшим возраста восемнадцати лет, настоятельно рекомендуются не регистрироваться в социальных сетях. Мало того, что социальные сети впустую забирают много времени, они при этом ещё потенциально опасны для детей.

7. Объясните и почаще напоминайте ребёнку о том, что в сети требуется хранить в тайне свои личные данные, никому и ни под каким предлогом не следует сообщать свои фамилию, адрес, номер телефона. Разъясните малышу то, как он должен себя вести, если столкнётся в сети с нестандартными предложениями, угрозами, агрессией в свой адрес.

Как бороться с уходом в       виртуальность.

Часто бывает так, что родители изменения в поведении ребёнка замечают слишком поздно, в тот момент, когда у ребёнка уже сформировалась игромания или интернет-зависимость.

Основные тревожные признаки этих зависимостей:

1. Характер ребёнка становится агрессивным, раздражительным, проявляется неуправляемость. Он пропускает учебные занятия, использует любой предлог для включения компьютера.

2. Каждое предложение об ограничении компьютерного времени такой ребёнок проявляет неадекватную реакцию: плачет, угрожает.

3. Ребёнок начинает выпрашивать или (что ещё хуже) воровать у родителей деньги только для того, что потратить их на сетевую игру.

4. Практически всё своё свободное время ребёнок проводит у компьютера. Игнорирует заранее установленные ограничения компьютерного времени, тайком ночью прокрадывается к компьютеру.

Главные родительские ошибки.

 Иногда родители устанавливают тотальный жёсткий контроль над детским компьютерным временем, пресекают все детские аргументы фразой наподобие часто встречающегося выражения «Потому, что я так сказал». Жёсткость в общении с детьми приводит к проявлению у них протестных реакций; такие дети начинают считать, что родителям до него нет никакого дела.

Самая главная ошибка родителей состоит в полном запрете на работу ребёнка за компьютером. Современным школьникам компьютер необходим для полноценного учебного процесса. Устанавливая запрет на компьютер, вы создадите ребёнку сложности в общении с друзьями, ограничите доступ к необходимой учебной информации. Такой родительский подход способен сформировать у ребёнка нерациональное использование компьютерного времени, ведь детей привлекает больше всего то, что находится под запретом. Не стоит бояться знакомить вашего ребёнка с компьютерными возможностями. Ваш собственный пример, доверительные открытые отношения, совместное времяпрепровождение способны предотвратить компьютерную зависимость. Ваши понятные объяснения и обучение основным принципам работы за компьютером, превратят ребёнка в уверенного пользователя, ценящего радости реального мира.

Памятка для родителей.

Когда пора начать беспокоиться?

Как избежать компьютерной зависимости?

1.     Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской! Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет.

2.     Недопустимо, чтобы ребенок играл утром перед школой и вечером до приготовления домашнего задания.

3.     Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например: «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!»

4.     Поддерживайте с ребенком диалог: интересуйтесь, во что именно играет, задавайте вопросы. Игры вызывают эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.

5.     Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв или позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.

Оцените статью
OverComp.ru