Периферийные устройства персонального компьютера

Периферийные устройства персонального компьютера Компьютер

Что внутри

📌Теперь кратко рассмотрим то, что находится непосредственно внутри системного блока:

  • материнская плата (подробнее): как только вы откроете сист. блок — то вы увидите большую плату, занимающую половину корпуса ПК (это она и есть!). К ней подкл. все другие устройства: ЦП, ОЗУ, диски и пр.;
  • процессор (подробнее): это «мозг/сердце» компьютера, обычно «спрятан» под большим кулером (радиатором и вентилятором для его охлаждения);
  • оперативная память/ОЗУ (подробнее): после включения ПК — рабочая информация с жесткого диска считывается в ОЗУ и процессор работает с ней (так значительно повышается производительность компьютера);
  • видеокарта (подробнее): отвечает за вывод изображения на монитор (как правило, занимает достаточно внушительную часть сист. блока, установлена к мат. плате перпендикулярно);
  • диск (подробнее): обычно, располагаются в правой части сист. блока, в спец. отсеках;
  • блок питания (подробнее): прямоугольная коробка, закрытая со всех сторон металлом; обеспечивает железо компьютера пост. током, необходимым для работы;
  • DVD-приводы, дисководы, ТВ-тюнеры, и др. платы расширений — устанавливаются далеко не в каждый ПК, и не относятся к основным устройствам (а потому рассматривать в рамках этой заметки я их не буду).

Что такое периферийные устройства

Периферийные устройства персонального компьютера – это устройства, которые подключаются к компьютеру в дополнение к основным устройствам.

Периферийными они называются потому, что они формируют определенную периферию вокруг основных устройств компьютера. К основным устройствам компьютера (ноутбука) относят процессор и оперативную память.

Примеры периферийных устройств компьютера – это, например,

  • клавиатура компьютера или ноутбука,
  • компьютерная мышь, тачпад на ноутбуке,
  • монитор,
  • принтер, сканер,
  • жесткий диск,
  • модем, сетевая карта,
  • видеокамера, микрофон, звуковые колонки,
  • флешка, привод CD-/DVD-дисков и т.п.

Периферия взаимодействует с процессором и оперативной памятью примерно одинаковым образом, о чем будет сказано далее.

Правда, до сих пор нет однозначного мнения, являются ли процессор и оперативная память основными устройствами компьютера. Они устанавливаются на материнской плате компьютера (ноутбука), а потому их вполне можно считать периферией.

Можно несколько иначе дать понятие «периферийного устройства», не упоминая процессор и оперативную память.

Периферия персонального компьютера – это все то, что можно отключить от персонального компьютера (ноутбука). И компьютер сможет продолжить свою работу, пусть с некоторыми ограничениями.

Без процессора и оперативной памяти компьютер (ноутбук) не будет работать – это основа. А вот без остального компьютер работать сможет.

Поэтому периферия — это все, что подключается к компьютеру в дополнение к центральному процессору и к оперативной памяти.

Блок интерфейса

Этот блок содержит средства, обеспечивающие взаимодействие между собой процессора, основной памяти и периферийных устройств (см. рис. 1.8). К интерфейсу относится и системная шина (магистраль), содержащая большое количество линий (проводников), которые в соответствии с их функциональным назначением подразделяются на три отдельные шины:

  • шину адреса, предназначенную для передачи адреса. Адрес формируется микропроцессором для выбора необходимой ячейки основной памяти (ОЗУ, ПЗУ) или системного устройства (например, порта ввода-вывода), к которому подключено требуемое периферийное устройство. Для IBM-совместимых компьютеров принят объем адресуемой ячейки, равный одному байту. Поэтому разрядность шины адреса определяет максимальный объем адресуемой процессором внешней памяти. Например, 32-разрядная шина адреса обеспечивает адресацию памяти объемом до 232 байт = 4 Гбайт, а 36-разрядная шипа – до 236 байт = 64 Гбайт;
  • шину данных, которая служит для выборки команд, поступающих из ОЗУ или ПЗУ в устройство управления микропроцессора, а также для пересылки операндов между микропроцессором и ОЗУ или внешним устройством. В первых поколениях компьютеров количество линий (8, 16 или 32) шины данных соответствовало разрядности операндов, обрабатываемых микропроцессором. В современных 32-разрядных компьютерах используется 64-разрядная шина данных, чтобы обеспечить одновременную пересылку из памяти в процессор двух команд или операндов;
  • шину управления, по которой передаются разнообразные управляющие сигналы. Они задают режимы работы памяти (запись или считывание), интерфейсных устройств (ввод или вывод информации) и микропроцессора (запуск, запросы внешних устройств на обслуживание, выдача информации о текущем режиме работы и др.). Разрядность шины управления определяется организацией работы системы, возможностями реализации различных режимов ее функционирования, используемыми методами контроля микропроцессора и ряда других устройств. Поэтому набор передаваемых по этой шине управляющих сигналов является индивидуальным для каждой модели микропроцессора. Имеется ряд управляющих сигналов, которые используются в большинстве микропроцессорных систем. К ним относятся сигналы начального запуска (RESET); сигналы, задающие режим работы памяти (чтение – RD, запись – WR); сигналы, необходимые для реализации прерываний, и некоторые другие.

Интерфейсные средства, или средства сопряжения устройств и компонентов компьютера, можно разбить на несколько групп:

  • шинный интерфейс, содержащий шины расширения, или шины ввода-вывода, и рассмотренную выше системную шину. Шины расширения обеспечивают основу функциональной расширяемости PC-совместимого компьютера, ориентируя его на выполнение помимо вычислительных широкого круга различных задач (формирование и обработка видеоизображений, графика, текстовые документы и многие другие) с помощью периферийных устройств. Они предназначены для подключения различных адаптеров и контроллеров периферийных устройств к системной плате. Адаптеры и контроллеры служат для сопряжения периферийных устройств с конкретной шиной (по сути дела с центральными устройствами – процессором и основной памятью). Контроллер в отличие от адаптера после получения команды от обслуживающей программы способен к самостоятельным действиям. Адаптеры и контроллеры обладают системными ресурсами, поэтому через них возможно обращение процессора к периферийным устройствам;
  • системная логика, представляющая собой набор микросхем, устанавливаемых на системной плате, для организации обмена данными между центральным процессором и периферийными устройствами. Такой набор микросхем называют чипсетом (Chipset). Чипсет включает в себя интерфейс шины процессора, контроллеры памяти, шины ввода-вывода и др. На современные чипсеты возлагается выполнение большого количества разнообразных функций;
  • • конструктивные интерфейсные средства, к которым относятся ряд элементов: карты (платы) расширения, слоты, сокеты, переключатели, кабели, разъемы и др.

Существует широкий класс коммуникационных устройств, предназначенных для передачи информации между компьютерами. В частности, эти устройства обеспечивают соединение компьютеров в локальной сети.

Блок питания

Блок питания (БП, по англ. Power supply unit) — устройство для преобразования переменного тока в постоянный (от которого и питаются все остальные устройства в сист. блоке).

По внешнему виду БП представляет из себя небольшую металлическую коробку (относительно тяжелую). См. парочку примеров ниже. 👇

При выборе блока питания следует обратить внимание на:

  • мощность (измеряется в Вт). Чем производительнее железо вы выбрали — тем, как правило, мощнее требуется БП (📌как подсчитать сколько Вт потребляет ПК);
  • габариты (форм-фактор) — их нужно сравнить с габаритами вашего корпуса (иначе может так стать, что вы не сможете его установить!);
  • сертификат — от него зависит КПД (отражает сколько электроэнергии будет уходить «впустую», т.е. теряться). Наиболее популярные сертификаты: 80 Plus Bronze, 80 Plus Silver,  80 Plus Gold, 80 Plus Platinum (см. скрин ниже: в зависимости от нагрузки/Load на БП и его сертификата — эффективность отличается порой на 10 %. Сколько это за год набежит?);
  • разъемы/интерфейсы (должны быть совместимы с др. устройствами ПК. См. на: основной разъем питания — 20 4 pin; разъемы для питания процессора (CPU) — 4 4 pin; разъемы для питания видеокарты (PCI-E) — 6 pin; количество разъемов 15-pin SATA — 2; количество разъемов 4-pin Molex — 2;
  • степени защиты (OPP, OVP, UVP, SCP и пр.). Спасут ваше железо в случае замыкания, перегрузки, скачка напряжения в сети и т.д. (в зависимости от наличия той или иной защиты). Чем их больше — тем, как правило, лучше! 😉

Видеокарта

Видеокарта (альтернативные названия: GPU, видеоадаптер, «видюха», графический ускоритель) — устройство компьютера, которое отвечает для обработку графических данных и их вывода на монитор. Т.е. по сути всё, что вы видите на экране, — это и есть работа видеокарты! 👀

Обратите внимание, что сейчас можно встретить неск. «типов» видеокарт:

  1. дискретные (см. фото ниже) — устройство в виде отдельной платы (обычно идет с кулером), подключаемой в слот на мат. плате. Обеспечивает достойную производительность (если вы собираетесь запускать на ПК игры — то выбирать стоит именно этот тип!);
  2. интегрированные (встроенные) — это когда «видеокарта»/граф. ядро встроено в процессор (есть также некоторые модели материнских плат со встроенной графикой). Обеспечивают куда меньшую производительность. Правда, у них есть свои плюсы: не шумят, не требуют доп. охлаждения, не потребляют столько энергии, ПК получается легче и дешевле.
  3. внешние видеокарты (eGPU) — представляют из себя устройство, подключаемое к компьютеру через Thunderbolt (в основном используется совместно с ультрабуками).

Основные характеристики видеокарт, на которые стоит обратить внимание: 

  1. объем памяти — оказывает прямое влияние на производительность видеокарты (особенно при высоких разрешениях и макс. качестве графики в играх). Однако, помимо памяти на производительность оказывает большое влияние частота работы ядра (об этом чуть ниже). 📌 Сравнивать производительность видеокарт лучше по реальным тестам на практике!
  2. разрядность шины видеопамяти. Отвечает за то, сколько данных обработает видеокарта за единицу времени. У современных видеокарт этот показатель от 128 до 512 бит;
  3. частота работы граф. ядра. Показатель измеряется в МГц (мегагерцы). Чем выше — тем лучше!
  4. Тип видеопамяти. Маркировка: GDDR5, GDDR6, GDDR6X и пр. (на англ. Graphics Double Data Rate, перевод: графическая память с удвоенной скоростью передачи данных). Цифра рядом с аббревиатурой показывает поколение памяти;
  5. разъемы и порты (интерфейсы) для подключения монитора(ов), и др. устройств (📌HDMI, VGA, DVI, DP, USB Type C).

Выбираем акустическую систему для компьютера

Теперь обеспечим наш компьютер звуком 🙂 Выбор звуковых динамиков зависит от ваших предпочтений. Например, если вы крайне редко или вообще не слушаете музыку, а также не собираетесь смотреть фильмы на компьютере и играть в игры, то подойдёт самый бюджетный вариант: маленькие колонки без сабвуфера из пластика.

В первую очередь, следует знать, что акустическая система бывает активной и пассивной. В активной акустической системе имеется усилитель, вследствие чего качество звука во много раз будет превосходить пассивную акустику, стоящую очень дёшево. Усилитель может быть встроен в корпус одной из колонок.

Предпочтение, конечно же, оставляем активной акустической системе, но и простые 2 колонки могут также выдать хороший звук, если будут выполнены из качественного материала, и иметь средний размер.

На что следует обратить внимание при выборе колонок?

  1. Материал корпуса. Очень важный параметр. Колонки могут быть выполнены из обычного пластика или дерева. Пластиковые колонки никогда не смогут обеспечить очень хорошего качества звучания! Звук в них будет оставлять желать лучшего, но зато цена сравнительно ниже деревянных колонок. Такие подойдут для пользователей компьютером, которые не планируют слушать музыку в хорошем качестве на компьютере и играть в игры.

    Из цельного дерева делают обычно лишь профессиональную акустику и цена будет огромной, а обычно так используется ДСП (древесно-стружечная плита) или МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности). Разницу между тем и другим материалом я лично не замечал на своём опыте. Просто каждый производитель может использовать свой материал. В любом случае, если вы хотите слушать музыку в хорошем звучании, играть во всякие стрелялки, шутеры на компьютере, то следует остановиться на выборе акустической системы из ДСП или МДФ.

  2. Конфигурация. Под данным пунктом я подразумеваю количество колонок и наличие сабвуфера. Основные конфигурации, которые можно встретить: 2.0, 2.1, 4.1 и 5.1.
    Первая цифра показывает количество колонок, а вторая цифра – сабвуфер. Сабвуфер будет выдавать звук на низких частотах – басы, а остальные колонки (их называют сателлиты) – высокие частоты. В самом простейшем варианте — 2.0, будут присутствовать просто 2 колонки. Такой вариант следует брать как самый бюджетный, но и очень хорошего качества звука из простых двух колонок, конечно, добиться не удастся. При выборе конфигурации 2.0, следует помнить, что у колонок очень маленького размера могут практически отсутствовать низкие частоты – басы. И в таком случае колонки должны быть, желательно побольше.

Два параметра выше наиболее важные, на которые сразу следует обратить внимание. Остальное можно понять при тестировании колонок в магазине (делать это настоятельно рекомендую).

Также следует учитывать возможность подключения акустики к компьютеру: через USB, через Bluetooth или же через стандартный разъём 3.5. Самые распространённый разъём – 3.5, который выглядит вот так:

Возможность подключения через USB имеют, как правило, бюджетные варианты акустических систем, стоимостью в районе 1000 рублей.

Фирм, выпускающих акустику хорошего качества, множество, и вот некоторые из них, на которых можно заострить внимание при покупке: Sven, Microlab, Creative.

Если вы ищите бюджетный вариант, и прослушивание музыки в хорошем звучании, а также игры для вас не принципиальны, то колонки можно приобрести где-нибудь до 1000 рублей. В остальном следует опираться на то, насколько крутой звук вы хотите получить, и цена может доходить до 20000 рублей и выше.

Пример акустической системы за вполне недорогую стоимость и при этом с очень хорошим качеством звука:

Выбор клавиатуры и мышки

Клавиатура и мышка – это также чрезвычайно необходимая периферия для приобретённого компьютера. Что мы можем сделать без мышки или клавиатуры на компьютере? Да ровным счётом, ничего! 🙂

Но выбор этих устройств, как правило, является самым быстрым. Например, если у меня ломалась мышка или клавиатура, я просто сразу ехал в удобный для себя магазин и на месте минут за 15 выбирал себе новое устройство.

Первое, что можно рассматривать при выборе этих устройств – возможность беспроводной работы. Главное правило — не брать дешевые беспроводные модели, поскольку рано или поздно начнёте мучиться с ухудшением или, вовсе, пропаданием сигнала. Я всегда отдаю предпочтение проводным устройствам, поскольку цена заметно ниже и никаких проблем с использованием. Если хотите беспроводное оборудование, то берите хорошие модели, стоимостью минимум 1000 рублей.

При выборе мышки может возникнуть вопрос: «Брать лазерную мышь или оптическую?». Какой-то ощутимой разницы между теми и другими я никогда не испытывал, но в любом случае приоритет отдаю лазерным мышкам. Технология практически одна и также, но, у лазерных отсутствует свечение сенсора, а также, как правило, имеют более высокое разрешение и способность работать на любой поверхности.

Выше я упомянул понятие «Разрешение». Оно именуется аббревиатурой DPI и характеризует чувствительность мышки. Чем выше показатель, тем комфортнее работать, не наблюдается никаких задержек при управлении мышкой. В принципе, чтобы задержек не было, достаточно разрешения где-нибудь 1000 pdi.

Также, при выборе мышки, следует учесть, что подключаться она должна через порт USB. Никаких PS/2, поскольку этот порт уже давно устарел! Если вы не планируете играть в игры, то не стоит выбирать мышки с кучей кнопок по бокам 🙂 Они вам не пригодятся, уверяю!

Я на компьютере в основном работаю и у меня в ходу только 3 основных кнопки (Левая, Правая и Колёсико), в остальных никакой нужды вообще не испытываю. Если вы играете в игрушки на компьютере, то можно присмотреть мышку с несколькими кнопками по бокам, на которые сможете назначить какие-либо дополнительные игровые функции 🙂

При выборе клавиатуры, также учитывайте, чтобы она подключалась через порт USB, а не устаревший PS/2 (которого у вас вообще может не быть в современной материнской плате) или же через беспроводное соединение, если вам удобен такой вариант. Клавиатура может быть мультимедийная и иметь различные кнопки для управления звуком.

Конечно же, удобно, когда звук можно прибавить или уменьшить прямо на клавиатуре, без надобности тянуться к колонке. Но не стоит брать клавиатуру с кучей ненужных кнопок для управления воспроизведением, если вы заранее знаете, что не будете ими пользоваться. Что касается цены, то до 1000 рублей можно найти вполне достойный вариант клавиатуры!

Что касается производителей мышек и клавиатур, то тут есть множество вариантов. Я, по привычке, отдаю предпочтение фирме Logitech, как наиболее распространённые. Иногда брал мышки и клавиатуры Sven и Defender. Тут уже личный выбор каждого, особо какого-то различия в качестве вы не найдёте.

При выборе всегда просматривайте отзывы других покупателей. Очень часто вы сразу сможете отбросить некоторые варианты, которые, к примеру, каждый 2-й купивший поливает грязью…

Ну вот и закончили обзор периферии для компьютера. Предпочтения у каждого свои, включая выбор по дизайну, поэтому и каждое из вышеперечисленных устройств, вы будете выбирать по-своему. Надеюсь, данная статья поможет вам с выбором и из неё вы узнали какие-то необходимые параметры, которые следует учесть при выборе того или иного периферийного устройства компьютера.

В одной из последующих компьютерных статей, я расскажу о выборе ноутбуков / нетбуков для различных целей: игры, работа и учёба:

Как выбрать и купить ноутбук или нетбук для различных целей?

На этом пока что всё! Всем удачи! Пока 😉

Диски (hdd, ssd)

Жесткий диск, винчестер (HDD) — устройство для долговременного хранения информации, используемое в большинстве ПК. Емкость диска указывается в Гб или Тб (важный нюанс: информация на HDD хранится на жёстких магнитных дисках! В процессе работы диска они вращаются и спец. головка записывает/считывает с них данные 👇).

Твердотельный накопитель (SSD) — это тоже устройство для хранения информации, в котором используются не магнитные диски, а спец. чипы памяти (т.е. в нем нет механически-движущихся частей). Как правило, SSD обеспечивают более высокую скорость чтения/записи.

📌 Сравнение HDD и SSD:

  1. скорость чтения/записи у SSD выше, вот тесты;
  2. SSD-накопители сейчас стоят дороже, чем HDD (при сопоставимом объеме);
  3. у SSD есть такой важный параметр как TBW (т.е. SSD выдержит определенное кол-во записанных на него данных, а после придет в негодность…);
  4. HDD можно годами не подключать к ПК и информация на нем будет сохранна(с SSD всё сложнее: если не подключать их к ПК длительное время (от 6 мес.) — то чипы памяти могут «забыть» всё, что на них было записано!);
  5. SSD намного легче, чем HDD;
  6. SSD менее восприимчив к тряске, легким мех. воздействиям;
  7. SSD не издает шума при работе (т.к. нет мех. частей);
  8. SSD, как правило, меньше потребляет энергии (что позволяет ноутбукам проработать дольше от батареи на ~5-10%);
  9. информацию с HDD восстановить (в случае поломки, ошибок и пр.) обычно значительно легче, чем с SSD.

📌 Обратите внимание, что сегодня чаще всего можно столкнуться с неск. форм-факторами накопителей:

  • диски 3,5 дюйма — это классические HDD, довольно большие и тяжелые. Их ставят в обычные системные блоки. Используются как в домашних условиях, так и в офисных, промышленных;
  • диски 2,5 дюйма — могут быть как HDD, так и SSD. Первые используются чаще всего в ноутбуках, вторые — и в ПК, и в ноутбуках;
  • диски формата M2 — компактные твердотельные накопители, устанавливаемые в слот на мат. плате (подобно плашкам ОЗУ). Используются как в ПК, так и в ноутбуках (важно: обратите внимание, что 📌диски M2 могут быть совершенно разными!).

Дополнительные устройства

Свитчи и коммутаторы. Связывают компьютеры друг с другом.

Свитч – простое устройство, которое может только объединить компьютеры в сеть.

Коммутатор – это более продвинутое устройство, которое помимо объединения, может управлять сетью, разделять сети на виртуальные и показывать события во встроенном журнале.

Количество подключений зависит от количества портов. Как правило, их от 12 до 48 и скорость подключения на каждом до 1 Гб/с.

Wi-Fi роутер. Выполняет ту же роль, что и коммутатор, только в беспроводном режиме. Современные роутеры работают в двух режимах:

  1. 2,4 Ghz – скорость до 400 Мб/с.
  2. 5 Ghz – скорость до 1 Гб/с.

3G и 4G роутер. Компактный роутер, который, как и модем, получает интернет от сотового оператора через сим-карту и раздает его нескольким устройствам по Wi-Fi.

Современные роутеры могут работать от встроенного аккумулятора, что позволяет получать интернет без подключения к электрической сети.

Устройство бесперебойного питания (УПС). Оно служит защитой для стационарного компьютера от перебоев с электричеством. Позволит продолжить работу в течение 15-30 минут после отключения электроэнергии. Этого времени хватит для сохранения документов и безопасного завершения работы.

Стандартное УПС имеет два сокета питания для подключения монитора и системного блока. Более мощные модели имеют от 4 до 8 сокетов.

USB кабели:

1. Для зарядки и передачи данных для телефонов и планшетов с системой Android.

2. Для зарядки и передачи данных для телефонов и планшетов Apple.

3. USB удлинитель.

4. Для подключения МФУ, принтера и сканера.

5. Для подключения переносных жестких дисков.

Программаторы. Специальные устройства, через которые программируются микросхемы и контроллеры.

Сканер штрих-кодов. Применяется в торговых точках: магазинах, киосках, торговых павильонах. Сканер считывает штрих код и выводит наименование и цену товара на компьютер.

Музыкальный пульт. Используется музыкантами для настройки и регулирования параметров звука и создания спецэффектов.

Существует и другое профессиональное оборудование, которое подключается к компьютеру через USB-порт: синтезатор, автомобильный сканер и др.

Как выбрать монитор для компьютера?

Монитор – важное устройство, без которого вы, собственно, не увидите ничего что делаете на компьютере 🙂 Что же следует учесть при покупке монитора? Особенно для любителей поиграть в игры на компьютере. Это мы сейчас и рассмотрим.

Для начала рассмотрим, какие основные типы мониторов можно встретить:

  • ЭЛТ мониторы. Это устаревший тип мониторов, которые сейчас уже и в продаже, думаю, не найти 🙂 Если только БУ, да и то, кому они нужны. Я лично наблюдаю их до сих пор в учебных заведениях и в некоторых офисах. Эти мониторы можно сразу же отличить по выпирающей, как правило, громоздкой коробке сзади экрана, где находится электронно-лучевая трубка (ЭЛТ. Отсюда и название типа таких мониторов), на базе которой они строились. К недостаткам относятся огромные габариты, повышенное тепловыделение и излучение, повышенное потребление электроэнергии, а также вредность для глаз из-за низкой, как правило, частоты обновления экрана. Плюсов таких мониторов на сегодняшний день и назвать нельзя 🙂 Если только то, что такой монитор Б/У отдадут сегодня за копейки или же вовсе – даром.


    Периферийные устройства персонального компьютера

  • ЖК мониторы (жидкокристаллические или LCD мониторы) и плазменные мониторы. Эти 2 типа мониторов вытеснили ЭЛТ и на сегодняшний день являются самыми популярными, особенно ЖК. Внешнее различие между плазменными и ЖК мониторами не сразу и увидишь. Плазменные стоят ощутимо дороже, имеют больший угол обзора (если смотреть сбоку на монитор, то будет всё хорошо видно) по сравнению с ЖК, но при этом более мутноватые цвета (у ЖК сочнее). Эти мониторы имеют преимуществ по сравнению с ЭЛТ моделями: очень небольшие размеры (тонкие), потребляют меньше электроэнергии, при хороших параметрах оказывают минимальное вредное воздействие на глаза.


    Периферийные устройства персонального компьютера

Параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе монитора:

  1. Диагональ экрана. Очень важный параметр, который характеризует размер вашего монитора. Средним будем считать диагональ – 17 дюймов. Если вы выбираете монитор для обычных задач на компьютере вроде работы и учёбы и в целом компьютер у вас бюджетного класса, то смею предположить, что и большого монитора не нужно. 19 дюймов может быть вполне достаточно, но это сугубо личный выбор каждого. Кто-то просто обожает огромные мониторы, размером 25 и более дюймов, а кому-то они наоборот кажутся не такими удобными, поскольку как будто разбегаются глаза 🙂 В общем, необходимо подбирать по личным предпочтениям…

  2. Соотношение сторон. Сейчас мы можем встретить следующие основные соотношения сторон: 4:3, 16:9 и 16:10. Соотношение сторон 4 на 3 уже ушло в прошлое и такое встречалось по большей части на ЭЛТ мониторах. Сейчас основным соотношением сторон у мониторов является – 16:10. В принципе, вы можете и не заметить какой-то разницы между 16:10 и 16:9. Формат 16 на 9 скорее нужны для воспроизведения Full HD видео высокой чёткости. В играх же можно настроить нужный формат. Тут также — кому что удобнее.

  3. Разрешение экрана. Это важный параметр, влияющий на качество изображения и на то, сколько объектов одновременно сможет поместиться на экране. Чем выше разрешение экрана, тем качество картинки чётче и тем больше объектов (окон программ, например) вы сможете одновременно разместить на экране. На сегодняшний день наиболее распространённое разрешение – 1920×1080 и мониторы с таким разрешением можно купить в районе 6000 рублей, если брать по минимуму. Конечно, если смотреть мониторы с диким разрешением, например, 3840×2160, то и цена их будет уже порядка 20 000 рублей и выше, в зависимости от других параметров. У меня самого ноутбук с диагональю экрана 17 дюймов, который поддерживает разрешение 1920 на 1080, и я более чем доволен!

  4. Покрытие экрана. Покрытие экрана монитора может быть глянцевым и матовым. У глянцевых мониторов более хорошее качество цветов, но они жутко бликуют и при попадании солнечных лучей за такими мониторами крайне неудобно работать. Вы будете всё время видеть своё отражение при затемнённых цветах на экране 🙂

    У мониторов с матовым покрытием проблем при работе в хорошо освещённых помещениях не возникает, поскольку поверхность – антибликовая. Можно работать даже на улице в хороший летний денёк, что с трудом получится у обладателей монитора с глянцевым покрытием 🙂 Недостаток матовых – не такие сочные цвета, т.е. качество картинки будет похуже.

    Лично меня качество картинки на матовых мониторах более чем устраивает, но зато я не испытываю проблем при работе в солнечные дни. Я бы даже сказал, что для себя я уже решил, что не буду покупать ноутбуки с глянцевыми экранами, потому что уже было много случаев, когда работа превращалась в мучение вплоть до того, что хочется просто забить все окна, откуда сочится солнечный свет, деревяшками :))

    Если брать обычные внешние мониторы, а также ноутбуки из обычной категории, то тут у нас выбор есть. А вот взяв, к примеру, Macbook (те, что делает известная корпорация Apple), то придётся привыкать к глянцевым экранам, поскольку с матовым покрытием такие модели не выпускаются.

  5. Тип матрицы дисплея.

    Основные типы матриц таковы:

    • IPS. Данный тип матриц следует выбирать, если будете работать с профессиональными графическими редакторами. К достоинствам относятся широкие углы обзора и хорошая цветопередача. Но, при этом, мониторы с таким типом матрицы будут иметь низкое время отклика, что не подойдёт для игр и завышенную цену. Время отклика характеризует минимальный временной промежуток, необходимый для изменения яркости дисплея.

    • TN. Довольно старая технология, но до сих пор широко используемая при изготовлении матриц за счёт свой дешевизны и высокого времени отклика. Недостатков сразу ряд: плохая цветопередача, маленький угол обзора, часто встречаемые битые пиксели (в виде белых точек на экране).

    • MVA. Это нечто среднее между технологиями TN и IPS. Цветопередача и контрастность будут повыше, чем у TN матриц, также лучше угол обзора и такое же низкое время отклика.

    • PLS. Альтернативный вариант матриц IPS, который менее популярен. Недостатки и достоинства можно сказать те же самые.

    • Каждый из описанных выше типов матриц имеет ещё ряд промежуточных технологий, обозначающихся дополнительными буквами перед названием. Ну и имеются ещё ряд других технологий, которые встречаются реже.

  6. Время отклика. Данный параметр я уже выше затронул, но решил выделить в отдельный пункт, поскольку часто в интернет магазинах можно производить фильтрацию мониторов отдельно по времени отклика. Чем ниже время отклика, тем быстрее меняется яркость экрана. Это очень важный параметр для любителей смотреть фильмы в высоком качестве, а ещё более для игроманов. Для таких целей лучше подбирать мониторы с временем отклика менее 4-5 мс. Если же компьютер будет использоваться для работы / учебы, то данный параметр не так важен.

  7. Яркость и контрастность. Для получения хорошего изображения, лучше брать монитор с более высоким уровнем яркости. Для бюджетного варианта можно взять монитор с уровнем яркости 200-250 кд/м2 (канделов на квадратный метр). А вообще, чем больше, тем лучше, ведь яркость всегда можно чуть понизить, а если у монитора параметр яркости низок сам по себе, то поднять его уже не получится 🙂

    Высокая контрастность делает изображение более насыщенным, живым. Измеряется в видео соотношении яркости самой белой и самой тёмной точек изображения. Для простого домашнего бюджетного варианта, лучше чтобы контрастность была где-нибудь 600:1 – 700:1. При выборе монитора для игр, лучше чтобы контрастность была от 1000:1.

  8. Угол обзора. Влияет на качество изображения, если смотреть на монитор немного со стороны (слева, справа / сверху, снизу). Параметр может очень важным, если монитор будет использоваться иногда в качестве телевизора для просмотра несколькими людьми, находящимися немного по разные стороны от монитора. Лучше если угол обзора, как по вертикали, так и по горизонтали будет не менее 150 градусов.

  9. Разъёмы для подключения к видеокарте. Монитор будет подключаться к видеокарте это может осуществляться в зависимости от монитора, через различные разъёмы. Самым старым на сегодняшний день является разъём VGA, но он до сих пор используется. По нему нельзя передать изображение самого высокого качества. Выглядит этот разъём вот так:


    Периферийные устройства персонального компьютера

    Если вы пользуетесь встроенной видеокартой (как правило, в бюджетных вариантах компьютера), то её выход будет как раз VGA в большинстве случаев.

    На смену разъёму VGA пришёл разъём DVI, который обеспечивает более высокое качество изображения. Разъём выглядит вот так:


    Периферийные устройства персонального компьютера

    Даже если ваша видеокарта имеет выход VGA, а от монитора идёт шнур DVI, проблема решается обычным переходником VGA/DVI, который выглядит вот так:


    Периферийные устройства персонального компьютера

    Ну и последний и самый современный разъём – HDMI. Способен передавать сразу и видео и звук очень высокой четкости. На встроенных видеокартах такого выхода не найти, но зато практически 100% игровых видеокарт имеют этот разъём:


    Периферийные устройства персонального компьютера

Помимо вышеперечисленных параметров, мониторы могут иметь и ряд других дополнительных: встроенные динамики, выходы для наушников, возможность крепления на стену, наклон и поворот экрана, поддержка 3D изображения. Встроенные динамики могут оказаться полезными для тех, кому компьютер нужен по работе или учебе, кому не принципиально проигрывание музыки хорошего качества, а также игры.

Фирм, выпускающих довольно качественные мониторы можно выделить несколько и вот основные из них: Benq, Samsung, Philips, Asus.

Вот пример вполне хорошего монитора по нормальной цене для общих задач на компьютере (работа, учёба):

А вот такой вариант мог бы подойти для игр, фильмов и графики:

C мониторами разобрались. Теперь перейдём к не менее важному оборудованию — акустической системе. Иначе мы ничего не услышим из музыки, фильмов и игр 🙂 Если только в мониторе имеются встроенные динамики…

Материнская плата

Иногда ее называют системной платой, или по англ.: motherboard.

Материнская плата — явл. основанием, к которому подключаются другие компоненты компьютера: ЦП, видеокарта, диски и т.д. Разумеется, что в зависимости от модели мат. платы и ее производителя — на ней могут быть самые разные разъемы и встроенные устройства (например, есть платы со встроенной видеокартой, Wi-Fi модулем и пр.).

Если вы собираете ПК самостоятельно — убедитесь, что ваша выбранная мат. плата, ЦП, ОЗУ совместимы между собой (т.е. имеют одинаковые разъемы и «поддерживают» друг друга)! Более подробно об этом здесь

*

*

В рамках этой заметки, думаю, правильно было бы обратить внимание читателя на главные моменты при выборе мат. платы.

📌 Во-первых, мат. платы могут быть разных габаритов (форм-фактор):

Разумеется, в зависимости от размеров платы — кол-во портов, слотов, и встроенных компонентов может сильно разница.

В домашнем ПК чаще всего используют ATX и Micro-ATX. Обычно мат. плату подбирают с учетом корпуса, который вы хотите (можете) использовать.

📌 Во-вторых, обратите внимание на сокет (это спец. разъем на плате под установку центрального процессора). Разумеется, и на ЦП и на мат. плате эти разъемы должны совпадать (иначе ЦП просто не получится установить).

Сегодня наиболее популярны след. сокеты:

  • для AMD: AM4, AM3 , AM3, AM2 , AM2, SP3, TR4;
  • для Intel: LGA 2066, LGA 1151 v2, LGA 2022-3, LGA 1151, LGA 1150, LGA 1155, LGA 2022, LGA 775, LGA 1156, LGA 1366.

📌 В-третьих, материнские платы от одного производителя, с одним и тем же форм-фактором и сокетом могут отличаться чипсетами (по англ.: «chipset»). Это набор микросхем, которые связывают компоненты компьютера между собой.

От чипсета зависит поддержка тех или иных процессоров, возможность их 📌разгона, число слотов под ОЗУ и пр. параметры. В домашних условиях, в основном, опираются на тот чипсет, который позволит (в случае чего) выполнить небольшой разгон ЦП (например, у AMD B450).

Сегодня при покупке мат. платы можно встретить следующие чипсеты (для справки):

  • У AMD: A320, A520, B350, B450, B550, X370/X470, X399 (прим.: A320 — наиболее бюджетный вариант, разгон ЦП выполнить не позволит);
  • У Intel: H310, H510, B360, B560, H370, H570, Q370, Z370, Z390, X299.

О майнинге криптовалют с помощью контроллеров

Что интересно, современные программы майнинга («добычи») криптовалюты используют для этих целей ресурсы видео процессора – того самого дополнительного процессора, который стоит на видеокарте, на контроллере монитора персонального компьютера (ноутбука).

Дополнительный видео процессор компьютера (ноутбука) предназначен, конечно, не для «добычи» криптовалюты. Он необходим для помощи основному процессору компьютера в воспроизведении сложной графики, для демонстрации видео с высоким качеством и с хорошим разрешением.

Благодаря периферийным устройствам и их контроллерам компьютер становится полезным для работы пользователей. С появлением «дружественных» пользователям периферийных устройств компьютеры и ноутбуки стали незаменимыми помощниками людей.

Впервые опубликовано 11 июля 2022 года.Обновлено 17 марта 2020 года.

Дополнительные материалы:

1. Постоянная и оперативная память компьютеров и мобильных телефонов

2. Драйверы устройств: зачем они нужны, как их обновлять и где найти?

3. Как объем памяти влияет на работу мобильного телефона

4. Компьютерный жаргон: словарик некоторых терминов и их разбор

Периферийные устройства компьютера делятся по назначению:

Оборудование для вывода данных
Монитор (Дисплей)

Периферийные устройства персонального компьютера

Оборудование для визуального отображения текстовой и графической информации, преобразует цифровую и (или) аналоговую информацию в видеоизображение.

Принтер

Периферийные устройства персонального компьютера

Оборудование для печати разных масштабов и областей применения.

Колонки/наушники (гарнитура)

Периферийные устройства персонального компьютера

Оборудование для воспроизведения (вывода) звука.

Плоттер (графопостроитель)

Периферийные устройства персонального компьютера

Применяется для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока). Назначение графопостроителей — высококачественное документирование чертежно-графической информации.

Проекторы, проэкционные экраны/доски

Периферийные устройства персонального компьютера

Проектор — световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности.

Экраны для проекторов, настенные ручные просты в обращении, надежные и достаточно недорогие.

Интерактивные доски — большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входят компьютер и проектор.

Оборудование для ввода данных
Сканер

Периферийные устройства персонального компьютера

Предназначается для анализа и оцифровки различных объектов (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.

Клавиатура

Периферийные устройства персонального компьютера

Клавиатура относится к стандартным средствам персонального компьютера для ввода данных с помощью клавиш. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления.

Мышь

Периферийные устройства персонального компьютера

Манипуляторы типа «мышь». Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Бывают проводные и радио, оптические и лазерные.

Графический планшет (дигитайзер)

Периферийные устройства персонального компьютера

Предназначены для ввода художественной графической информации. Такие устройства удобны для художников и иллюстраторов, поскольку позволяют им создавать экранные изображения привычными приемами, наработанными для традиционных инструментов (карандаш, перо, кисть).

Оборудование для хранения данных
Flash – накопители / внешние HDD

Периферийные устройства персонального компьютера

Запоминающие устройства, использующие в качестве носителя или флэш-память или внешний жесткий диск, подключаемые к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB (eSATA). Основное назначение внешних накопителей — хранение, перенос и обмен данными, резервное копирование, загрузка операционных систем и другое.

Zip-накопители, HiFD-накопители, JAZ-накопители

Периферийные устройства персонального компьютера

По своим характеристикам похожи на жесткие диски небольшого объема, но в отличие от них является сменными. Технология не получила большого распространения, по экономическим причинам (стоимость в расчете на 1Мб данных).

Оборудование для обмена данными
Модемы

Периферийные устройства персонального компьютера

Предназначены для обмена информацией между удаленными компьютерами по каналам связи, принято называть модемом (модулятор демодулятор). Наибольшее распространение в настоящее время получили ADSL-модемы, позводялющие передавать данные по кабельным сетям низких категорий (телефонные линии) на большие расстояния с большой скоростью.

Пассивное сетевое оборудование

Периферийные устройства персонального компьютера

Оборудование, не наделенное «интеллектуальными» особенностями. Кабельная система: кабель (коаксиальный и витая пара (UTP/STP)), вилка/розетка (RG58, RJ45, RJ11, GG45), повторитель (репитер), патч-панель. Монтажные шкафы и стойки, телекоммуникационные шкафы.

Активное сетевое оборудование

Периферийные устройства персонального компьютера

Под названием, активное сетевое оборудование подразумевают некоторые «интеллектуальные» особенности сетевого оборудования. Это такие устройства как маршрутизатор, коммутатор (свитч) и т.д.

Процессор (и кулер)

Также его называют: ЦП, чип, камень, кремний, CPU…

Центральный процессор (ЦΠ) — в прямом смысле слова «мозг» компьютера. От его производительности напрямую зависит скорость выполнения подавляющего большинства задач, которые вы делаете на ПК.

Наиболее популярны в свободной продаже сегодня ЦП от производителей AMD и Intel. При выборе процессора стоит учитывать неск. важных моментов:

  1. требуемая производительность (обычно, выбор ПК начинают именно с этого — с определения для чего вообще нужно устройство. От этого будет зависеть требуемое кол-во ядер и тактовая частота). Оценить и сравнить производительность разных процессоров 📌можно с помощью спец. сервисов;
  2. сокет (разъем). Это особенно важно, если у вас уже есть мат. плата, и вы хотите под нее купить ЦП. Про сокеты более подробно выше;
  3. возможность разгона (т.е. возможность повышения производительности ЦП, задав вручную определенные настройки, выходящие за рамки оптимальных). Отмечу, что далеко не каждый ЦП можно 📌разогнать (для этого обычно выбирают специальные версии ЦП c индексом «K» и мaт. плату на Z-чипсете — это у Intel);
  4. кол-во ядер (вычислительный блок, способный выполнять линейную последовательность задач за определенное время) и тактовая частота (например, 3500 МГц). Как правило, чем больше ядер и выше их частота — тем производительнее ЦП (в определенных случаях это правило не работает);
  5. встроенная/интегрированная графика(например, Intel HD Graphics или AMD Vega) — при наличии встроенного граф. ядра нет необходимости в покупке отдельной дискретной видеокарты (что позволяет сэкономить!). Правда, стоит отметить тут два момента: во-первых, мат. плата должна поддерживать такой ЦП; во-вторых, встроенное граф. ядро не подходит для игр (разве только для 📌старых…).

📌 Про охлаждение

Процессор при работе достаточно сильно греется, и поэтому для его охлаждения требуется спец. устройства (например, система водяного охлаждения. Вообще, в домашних условиях — чаще всего используется классический кулер: радиатор вентилятор на нем).

Сегодня в продаже есть самые разные виды кулеров: любых размеров, форм, материалов (из которых изготовлены и пр.). Я бы отметил в этом плане следующее:

  • процессоры могут идти с кулерами в комплекте (BOX-версия), и без него (Trey, OEM);
  • боксовый кулер (идущий в комплекте к ЦП), как правило, не всегда хорошо справляется со своей задачей: сильно шумит, при определенных условиях не может удержать температуру в оптимальной границе;
  • кулер башенного типа (с медными тепло-трубками) как правило справляется со своей задачей лучше (да и шума от него меньше);
  • при выборе кулера учитывайте его высоту (и высоту вашего корпуса), сокет (на который он идет), уровень рассеивания тепла (прим.: на кулерах, обычно, всегда пишется с каким ЦП они способны справиться: например, ЦП не более 125 Вт).

Связанные понятия (продолжение)

Видеока́рта

(также видеоада́птер, графический ада́птер, графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, графи́ческий ускори́тель) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Первые мониторы, построенные на электронно-лучевых трубках, работали по телевизионному принципу сканирования экрана электронным лучом, и для отображения требовался видеосигнал, генерируемый видеокартой…

Аппара́тное обеспече́ние

, аппаратные средства, компьютерные комплектующие, «железо», (англ. hardware) — электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети, исключая программное обеспечение и данные (информацию, которую вычислительная система хранит и обрабатывает). Аппаратное обеспечение включает: компьютеры и логические устройства, внешние устройства и диагностическую аппаратуру, энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы. К аппаратному обеспечению…

Компью́терный термина́л

, оконе́чное устро́йство — устройство, используемое для взаимодействия пользователя (или оператора) с компьютером или компьютерной системой, локальной или удалённой. Могут содержать в себе клавиатуру, дисплей, печатающее устройство, различные виды манипуляторов, устройства для подачи звуковых сигналов (простейший динамик), дисковый или ленточный накопитель. Выводимая терминалом информация может быть как текстовой, так и графической.

Оцените статью
OverComp.ru