Как сделать домашнюю студию звукозаписи: Необходимое оборудование

Как сделать домашнюю студию звукозаписи: Необходимое оборудование Компьютер

Бесшумный компьютер для музыки

  • Вы меломан?
  • Вы любите качественный и читый звук без посторонних шумов?
  • Ваша работа связана с музыкой?
  • Ваш компьютер включен целыми сутками?
  • Вы постоянно находитель перед монитором?

Ваш выбор — бесшумный (безвентиляторный) компьютер!Обычный компьютер постоянно производит 35 — 45 децибелл шума. Даже использование дорогих малошумящих кулеров не может устранить шум полностью. Но благодаря появлению новейших процессоров с низким тепловыделением стало возможным создание безвентиляторных, а значит абсолютно бесшуных компьютеров.*

Источниками шума компьютеров являются вентиляторы и HDD жесткие диски. Мы собираем компьютеры используя специальные безвентиляторные кулеры и SSD диски, таким образом в них нет ни одной движущейся части, а следовательно и шум не производится.

Прослушивая музыку на бесшумном компьютере вы сможете услышать самые тихие звуки из аудио файла. В моменты паузы или смены треков, в вашей комнате будет абсолютная тишина. Гул вентиляторов не будет слышен ни в эти моменты тишины, ни в процессе звучиния, как вы это замечаете при работе обычного компьютера.

Известно, что любой шум оказывает раздражающее действие на человека. Постоянное шумовое воздействие приводит к головным болям, депрессии и повышает риск развития гипертонии. Подробнее о вреде шума можно прочитать здесь.

Для обеспечения высочайшего качества звука, вы можете использовать внешнюю USB или внутреннюю звуковую карту. Использование внешних карт предпочтительнее, т.к. вы сможете использовать эту карту без привязки к определенному компьютеру, так же они часто бывают с собственным источником питания, а развязка цепей питания помомжет дополнительно избавиться от помех проходящих по ним.

Если вы предпочитаете внутреннюю звуковую карту, то ее использование тоже возможно. Т.к. мы используем новейшие материнские платы, то возможно использование только карт с PCI-E интерфейсом для подключения к компьютеру. Такие карты имеются в продаже.

Одновременно наши компьютеры являются и мощными, что делает их ничем не отлючающимися от обычных компьютеров. Мы используем новейшие процессоры Intel от двухядерных I3 до четырехядерных I7. Отличие будет только в лучшую сторону — уровень шума будет равен 0 децибелл.

Блок питания

Многие совсем недооценивают этот, на первый взгляд, малозначимый элемент. И очень зря. Тот, у кого сгорал хоть раз блок питания, убив при этом всё, что от него питалось, теперь уже знает, что экономить на блоке питания определенно не стоит. Но мне кажется, что проходить через это необязательно, нужно просто понять, что блок питания компьютера — это важный элемент, который должен быть качественным.

Конечно, и хороший блок питания рано или поздно выйдет из строя, но лучше, чтобы это случилось как можно позже и, главное, не навредило всем остальным комплектующим.

Главная характеристика блока питания — это его мощность, на которую в первую очередь нужно смотреть. Конечно, вариант «чем больше, тем лучше» с одной стороны логичен, но с другой — не универсален. Всё же мы прекрасно понимаем, что с ростом мощности БП будут расти и ваши счета за электричество, поэтому БП следует подбирать по принципу достаточности, но с некоторым запасом.

Можно, конечно, заморочиться и, воспользовавшись калькулятором, который легко найти в интернете, рассчитать оптимальную мощность с учетом потребности выбранных комплектующих. А можно просто последовать моим рекомендациям и не заморачиваться.

1. Мощность

Для недорогого среднестатистического компьютера на базе процессора Intel Core i5 вполне хватит БП мощностью 500-600 ватт. Для серьезной машины лучше всё ж рассматривать блоки питания мощностью 700 ватт и выше.

Но повторюсь, что БП следует всегда брать с приличным запасом, хотя бы потому, что производители нередко завышают реальную мощность. Мощность БП должна быть выше суммарной мощности всех комплектующих компьютера. То есть, если суммарно максимальная потребляемая мощность всех комплектующих компьютера укладывается в 500 ватт, следует рассматривать блоки питания с этой мощностью умноженной как минимум на полтора.

2. Энергосбережение

Учитывая довольно высокую потребляемую мощность компьютерного блока питания, вопрос энергосбережения волнует многих. Поэтому при выборе блока питания следует обращать внимание на его соответствие одному из уровней особой сертификации «80 PLUS».

Присутствие у блока питания такой сертификации говорит о том, что его КПД не менее 80 % (в зависимости от нагрузки относительно номинальной мощности).

Уровней сертификации существует несколько (Bronze, Silver, Gold, Platinum, Titanium) и требования к КПД возрастают с повышением уровня. Следовательно, чем выше уровень сертификации, тем более эффективным с точки зрения расходования электроэнергии будет БП. Ну и на стоимости БП это отразится, как вы понимаете, соответственно.

Минимум.

Для бюджетного не выделяющегося особой производительностью компьютера можно выбрать 500-600-ваттные блоки питания вроде Be quiet! System Power 9, AeroCool KCAS PLUS или, например, Chieftec GPE-500S. Все из них имеют бронзовый сертификат 80 PLUS.

Золотая середина.

В качестве крепкого середнячка для достаточно мощного компьютера можно обратить внимание на такие варианты как Chieftec GPS-750C, Thermaltake Toughpower Grand RGB Gold, Corsair TX750M или Deepcool DQ750ST. Все имеют мощность 750 ватт и золотой сертификат.

Идеал.

Для высокопроизводительных машин следует смотреть в сторону еще более мощных и энергоэффективных БП вроде Corsair HX1000 или Thermaltake Toughpower iRGB.

Также в целях снижения общего шума от системного блока, смотрите на максимальный производимый блоком питания шум, который обычно указывается в характеристиках в дБА. Чем он ниже, тем лучше. К тихим блокам питания можно отнести те, шум которых не превышает 20 дБА.

В некоторых дорогих блоках питания система охлаждения умная — вентилятор работает только тогда, когда температура поднимается до определенного значения, а в остальное время охлаждения происходит пассивно.

Есть и вовсе безвентиляторные блоки питания, в которых для рассеивания тепла используются только радиаторы. Понятное дело, что они работают совершенно бесшумно. Однако только лишь пассивная система охлаждения может быть эффективной для маломощных БП мощностью до 500-600 ватт максимум. Эффективно охладить более мощный БП пассивная система не сможет.

Как писать музыку на компьютере: гид для новичка

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Стационарные компьютеры и ноутбуки, которые поджидают нас в домах и на рабочих местах, можно использовать по-разному.

Для одних они стали неизбежными спутниками офисной рутины. Другие берут лэптопы в постель, чтобы провести вечер за сериалом. Третьи изо всех сил клацают по кнопкам мыши, когда выходят на арену ожесточенных игровых баталий. Четвертые совмещают все это, попутно читают новостные ресурсы, чистят почтовые ящики от спама, общаются с друзьями по видеосвязи и решают множество задач. Каждому по способностям и потребностям. Для начинающих артистов компьютер — один из кратчайших путей к музыке.

Записать трек или целый альбом дома — давно не фантастика. И даже у перфекционистов нет поводов для беспокойств. При грамотном отношении к делу и должном уровне мастерства обычный слушатель не догадается, где и на чем созданы ваши произведения. Джентльменский набор техники и программного обеспечения для старта таков: компьютер/ноутбук, цифровая рабочая станция (DAW), аудиоинтерфейс, наушники/мониторы или и то, и другое.

Это необходимые элементы, чтобы перестать грезить о раскрытии своих нешуточных талантов, и наконец начать что-то для этого делать. Компьютер — это главный инструмент, творческий центр, и, если придется, наставник, готовый делиться знаниями. Те, кто овладел музыкальной грамотой — имеют фору, им легче ориентироваться в аранжировке, сложнее промахнуться мимо верной ноты, но никто не отменял следования интуиции, внутреннему зову, врожденному гению.

История пестрит множеством великих карьер, построенных самоучками. Еще больше выпускников консерваторий, которые годами становились профессионалами высшей квалификации, а после оставались безвестными и не у дел. Это не мракобесие — знания действительно развязывают руки, но их отсутствие не должно останавливать.

Какой компьютер нужен? На начальном этапе такой вопрос игнорируется. Если вам не достался по наследству ветхий Пентиум родом из девяностых-нулевых, то сиюминутность апгрейда откладывается до лучших времен. Современные машины уверенно справляются с нагрузкой программного обеспечения для продюсеров, так называемых цифровых рабочих станций или DAW.

Быстродействие сказывается не только на темпах производства, но и на качестве. Звуковые артефакты, которые могут проявиться на этапе сведения, а после перекочевать в .wav файл, зависят и от мощи компьютера. Универсальную конфигурацию, подходящую каждому, назвать сложно.

Что точно подлежит замене — так это встроенная звуковая карта. Типовые чипы, которые интегрированы в материнские платы, годятся для воспроизведения музыки в MP3 или со стриминга, но не ее создания. Они расходуют аппаратные ресурсы, что негативно сказывается на быстродействии системы, а к чему это приводит, мы уже знаем.

Внешний аудиоинтерфейс освобождает процессор и память от нагрузки, связанной с обработкой звука, его переводом из аналогового сигнала в цифровой, в биты и байты информации. Эту конвертацию производят АЦ/ЦА-преобразователи. Чем выше показатели разрядности и частоты дискретизации, тем качественнее будет звучать ваш материал. Сегодня самым популярным стандартом в индустрии считается 24 бит / 96 кГц.

Характеристика SNR (она же — S/N) определяет силу чистого сигнала относительно фонового шума. В среднем диапазон значений составляет 75-90 дБ на бюджетных картах и 100-114 дБ у профессиональных девайсов.

Другой аргумент, который развеет оставшиеся сомнения по поводу новой карты — разъемы. Изначально компьютер не располагает необходимыми входами для подключения аудиооборудования и инструментов. Внешний аудиоинтерфейс является хабом между источниками сигнала и компьютером, куда записывается звук.

Для присоединения инструментов не обойтись без инструментальных входов. Для электрогитар, бас-гитар и остальных источников звука с высоким сопротивлением нужен высокоомный вход, промаркированный буквами Hi-Z. Для микрофона — XLR-разъем, а если он конденсаторный, то еще и встроенный предусилитель с фантомным питанием.

С подключением самого аудиоинтерфейса проблем не возникнет — USB поддерживают все компьютеры и ноутбуки за исключением некоторых моделей Macbook. Покупая звуковую карту, опирайтесь на инструменты, которые у вас есть, и помните о технических параметрах качественного звука.

Топ аудиоинтерфейсов для начинающих:

  • Audient iD4
  • Roland Rubix24
  • Behringer U-Phoria UMC202HD
  • PreSonus AudioBox USB 96
  • Focusrite Scarlett Solo 3rd Gen

Каким бы развитым ни был слух, без качественной системы мониторинга не обойдется ни один музыкант и звукоинженер. В данном контексте мониторинг — это процесс акустического контроля сигнала на всем звуковом тракте и каждом этапе продакшна. Для этой задачи необходимо обзавестись студийными мониторами и наушниками.

Это взаимодополняющие средства. Не покупайте акустические системы класса Hi-FI, которые придают звуку определенный окрас и меняют исходную частотную характеристику. Слушать музыку как профессионал и как обычный человек — принципиально разные вещи. Используйте студийные мониторы с ровной амплитудно-частотной характеристикой и широким спектром частот.

Мониторы бывают разные: активные и пассивные, ближнего и дальнего поля, закрытого и открытого типа. Первый критерий обусловлен особенностью работы с сигналом, методом его усиления. Пассивные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, активные — нет. Под близостью или дальностью поля подразумевается расстояние до точки, где картина звука раскрывается оптимально.

Мониторы дальнего поля устанавливаются на большей дистанции от слушателя, требуют дополнительной акустической обработки помещения. Открытые мониторы отличаются от закрытых наличием фазоинвертора специальной конструкции, которая расширяет динамический диапазон за счет резонанса.

Закрытые мониторы выделяются более плотным басом, тогда как открытые капризнее при их размещении. Не стоит ставить монитор с портами фазоинвертора на задней стороне корпуса близ стены, это вызовет нежелательный резонанс, который исказит звук. Собирая домашнюю студию в условиях ограниченного бюджета, разумнее выбрать активные мониторы ближнего поля. Наличие фазоинвертора остается на усмотрение пользователя.

Студийные наушники помогут значительную часть работы сделать в относительной тишине для окружающих. Основное требование к ним — натуральное и чистое звучание, лишенное всяких гармонических искажений и прикрас. Из технических параметров важно учитывать частотную характеристику (диапазон частот, которые воспроизводит динамик), уровни звукового давления и гармонических искажений, а также импеданс.

Наушники принято классифицировать по различным критериям, но говоря о подходящих для мониторинга, выделим два типа — закрытые и открытые. Закрытые полностью закрывают ухо, соответственно — эффективно изолируют от внешних источников шума. Открытые пропускают звук наружу и внутрь.

Считается, что они решают разные задачи: первые больше подходят для записи, вторые для сведения. Музыканты и студийные инженеры используют и те, и другие. Наушники должны удобно сидеть на голове и не вызывать усталости во время продолжительных сессий.

Топ мониторов для начинающих:

  • Behringer MONITOR SPEAKERS MS16
  • Alesis Elevate 3 MKII
  • JBL 305P MkII
  • ADAM T5V

MIDI-контроллер — устройство, передающее команды и MIDI-сообщения в звуковой редактор на компьютере или совместимую с протоколом аппаратуру. Контролировать DAW можно и с помощью обычной клавиатуры с мышкой: проставлять ноты, перетаскивать сэмплы, изменять огибающие, фактически — вручную отрисовывать трек в рабочей области программы.

Контроллеры бывают разных типов, самые распространенные сочетают клавиатуру с прочими органами управления, включая пэды, регуляторы и слайдеры. Они выполняют общую задачу — оптимизировать время, проводимое за написанием музыки. Если в основе ваших композиций лежат мелодические линии, а вы умеете играть на фортепиано, то в приоритете многооктавные клавишные контроллеры с чувствительностью к силе нажатия и поддержкой послекасания.

Битмейкерам куда важнее сетка пэдов, чтобы набивать партии ударных и запускать сэмплы. Если ваша карьера только началась, но выход на сцену уже в скорой перспективе, берите транспорт-контроллер наподобие Novation Launchpad или Ableton Push. Многие устройства производят те же компании, которые выпускают цифровые рабочие станции.

Топ MIDI-контроллеров для начинающих:

  • AKAI APC mini
  • Native Instruments MASCHINE MIKRO MK3
  • Novation Launchpad Mini MK3
  • Novation Launchpad X
  • AKAI Fire (Controller Only)

DAW — программное обеспечение и лучший друг продюсера. Список список популярных DAW выглядит так: Ableton Live, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio, Cubase, Studio One, Reason. Вопрос «какая лучше?» — риторический. Несмотря на то, что некоторые программы больше подходят для выполнения определенных задач (Ableton Live активно используют сольные электронщики, а возможности Pro Tools полностью раскрываются в руках звукорежиссеров, работающих с большими проектами и бюджетами), все они подходят для написания аранжировок, записи, сведения и мастеринга.

Нередко в комплект с аудиооборудованием, будь то аудиоинтерфейс или контроллер, включен полнофункциональный дистрибутив. Загрузите несколько пробных версий разных DAW и попробуйте сделать в них наброски. Важны первые впечатления. Если с ходу сориентируетесь в интерфейсе, поймете расположение программных компонентов, то и углубленное изучение не вызовет трудностей.

Обычно DAW представлены в разных версиях. Стартовые стоят дешевле и отличаются меньшим набором средств, цена флагманских достигает нескольких сотен долларов, зато пользователь получает в распоряжение полный арсенал. Не замахивайтесь сразу на максимальную комплектацию, сперва остановитесь на базовом издании.

Топ DAW для начинающих:

  • Reason 11
  • FL Studio 20 Producer Edition
  • Ableton Live 10 Standard Edition
  • Serato Studio

DAW — многофункциональная рабочая среда, которая содержит обязательный инструментарий с библиотеками звуков, а также расширяется за счет дополнительных плагинов и сэмплов. Плагины преобразили устоявшиеся представления о том, как и на чем создается музыка.

Другое дело, что не каждый начинающий артист готов позволить себе дорогое оборудование. Используя программное обеспечение, вы экономите деньги и получаете больший простор для выражения своих музыкальных амбиций. Фактически, эта технология переводит реальную аппаратуру на язык цифр.

Помимо встроенных тембров, многие плагины содержат пресеты — наборы параметров, которые заданы разработчиками, чтобы упростить жизнь неопытных саунд-дизайнеров. Звук можно «выкрутить» на свой лад, загрузить новые сэмплы и создать уникальное звучание, а поддержка MIDI-контроллеров даст возможность управлять любым количеством инструментов и эффектов разного типа с одного устройства.

Ниже приведен список актуальных форматов плагинов с указанием их особенностей и DAW, которые их НЕ поддерживают:

  • VST (плагины эффектов) и VSTi (виртуальные инструменты) — наиболее распространенный формат от Steinberg, не поддерживается в Logic Pro, Pro Tools;
  • AU — формат плагинов, разработанный Apple для запуска на macOS и iOS, не поддерживается в FL Studio, Cubase, Nuendo;
  • AAX — формат плагинов, написанный Avid под фирменную DAW — Pro Tools, не поддерживает в сторонних программах;
  • DX (плагины эффектов) и DXi (виртуальные инструменты) — формат, созданный Microsoft совместно с Cakewalk, не поддерживает в Ableton Live, Logic Pro, Studio One, Pro Tools.

Разница между ними заключается в тонкостях разработки, практических отличий для конечного пользователя нет. VST3, AU и AAX плагины почти всегда оптимизированы для операционных систем 64-битной разрядности. Это позволяет эффективнее расходовать вычислительную мощность компьютера и повышает стабильность плагина.

Компьютер для hi-fi, часть 1: какое «железо» нужно для комфортного воспроизведения звука?

В данном цикле статей мы расскажем о том, каким требованиям должен удовлетворять компьютер для прослушивания музыки высокого качества. В первой части вы узнаете, каким должен быть сам компьютер, чтобы прослушивание музыки через него было максимально приятным и комфортным.

Сохранить и прочитать потом —

Предисловие

Обычно не пишут про минимальные системные требования для кодирования и воспроизведения «аудиофильского» формата FLAC (и родственных), поскольку им соответствует даже Windows-компьютер 15-летней давности: Windows XP, 512 МБ оперативной памяти, процессор Pentium 4/Celeron и т.д.

…Говоря о компьютере в целом, прежде всего надо понять, что, собирая себе меломанский компьютер, нужно ставить во главу угла не только качественный звуковой тракт, но и минимизацию влияния помех.

Высокочастотные помехи способны быть не только такими, что вы можете их услышать «невооруженным ухом», но и такими, которые ухудшают звук в принципе. Именно поэтому большинство качественных устройств для ввода-вывода звука – внешние. Они не подвержены ВЧ-помехам, которые обычно прекрасно слышны в наушниках, подключённым к встроенной звуковой плате обычного компьютера.

Кроме того, генераторами шума, как в настольном ПК, так и ноутбуках, могут быть разнообразные вентиляторы. Поскольку в среднем по качеству корпусе вентиляторов обычно от 3 до 10, то понятно, какой звуковой фон это создает и насколько это «загрязняет» звук. Также сюда можно отнести и традиционные жесткие диски, и CD/DVD-приводы.

Поэтому первая задача при вдумчивой сборке меломанского ПК – минимизация влияния всех помех. Большие кулеры (от 120 мм в диаметре) на низких оборотах, внешние жесткие диски (чтобы вынести источник явных помех за пределы корпуса) и USB-приводы для хранения информации, качественная периферия уважаемых брендов – в общем, важно абсолютно всё.

Основная начинка: процессор, материнская плата, память.

Что касается сердца любого компьютера – процессора – то сегодня для воспроизведения медийного контента нет никакой разницы в том, брать решения на основе Intel или AMD. Разница здесь заключается только в цене как на сами процессоры, так и на материнские платы: AMD подешевле, Intel подороже. Как и было всегда.

То же касается и оперативной памяти: ее количество зависит только от аппетитов самой операционной системы, и, по-хорошему, воспроизведение FLAC, APE и прочих форматов с современной операционной системой будет проходить без вопросов к производительности, если таковые не возникают у самой ОС.

Видеокарта в идеале должна быть с пассивным охлаждением (потому что источников шумов и наводок внутри корпуса и без нее предостаточно – см. выше), или – как минимум – с кулером большого диаметра, который работает на низких оборотах. Конечно, современные видеокарты управляют скоростью вращения кулера самостоятельно, но скорость оборотов в «неигровом» режиме напрямую зависит в том числе и от размеров вентилятора: чем больше, тем тише.

Что же касается Apple Macintosh (как настольных, так и макбуков), то эти машины изначально сбалансированы наилучшим образом, и единственным советом здесь будет конфигурация не старше 10 лет: поскольку современный софт с его интересными новыми и улучшенными старыми возможностями не будет работать в ранних версиях OS X.

Корпус и блок питания

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество как корпусов, так и блоков питания. Мы дадим несколько общих рекомендаций по выбору наиболее подходящих элементов для хорошего ПК меломана, а более подробно об этом вы сможете прочитать в специализированных медиа, посвященных компьютерной технике.

Почему мы рассматриваем их отдельно? Потому что действительно качественные корпуса и блоки питания (БП) продаются отдельно друг от друга; в сборе можно найти либо самые дешевые и низкокачественные решения, либо самые дорогие геймерские (о которых сегодня речи и не идет).

Хороший блок питания должен быть произведен одним из уважаемых брендов, быть бесшумным (по крайней мере – малошумным), содержать высококачественные комплектующие, которые обеспечат стабильный ток по всем каналам, и обладать мощностью от 450 Ватт и выше.

Что касается корпуса, то правил здесь несколько. Прежде всего, его стенки должны быть максимально толстыми: чем они толще, чем корпус весит больше – тем надежнее конструкция, и тем меньше посторонних шумов и дребезжаний (особенно в местах стыков, винтов и защелок). Металлические защелки обеспечат надежность креплений, но и старые добрые винты ничуть не хуже.

По возможности докупите специальные резиновые или силиконовые накладки на места крепления жестких дисков или привода CD/DVD-ROM – таким образом, вы снизите уровень вибраций, передающихся от этих устройств на корпус.

Жесткие диски

А вот что действительно необходимо любому «цифровому меломану» — это вместительный жесткий диск. Если один альбом в формате FLAC занимает минимум 200-500 МБ (в CD-качестве 16 бит/44.1 кГц, а числа побольше могут увеличить пространство одного альбома до 2-3 гигабайт) в зависимости от продолжительности и качества звучания, то даже 500-гигабайтного жесткого диска вам хватит очень ненадолго. Имеет смысл – для долговременного хранения – заглядываться на объемы от 2 терабайт и выше.

Если вы переживаете за сохранность данных, то лучшим выходом (в том числе и с финансовой точки зрения) будет покупка двух одинаковых по объему «хардов», но разных фирм. Жесткие диски, как традиционные «блинные», так и SSD (и последние – особенно) не являются чемпионами в надежности хранения данных, поэтому иметь два винчестера с полным зеркалированием данных – реальная необходимость. Ведь перспектива потерять всю свою музыкальную коллекцию, собиравшуюся долгие годы, не порадует никого.

А вот скорость вращения шпинделя тут не играет роли: даже самые дешевые винчестеры сегодня могут обеспечить достаточную скорость в 5400 оборотов в минуту, что для хранения и воспроизведения медиа-библиотеки хватит с лихвой на долгие годы.

Что же касается брендов, то наиболее отказоустойчивыми называют жесткие диски производства Hitachi, Samsung и Toshiba (именно в таком порядке).

Наконец, стоит сказать пару слов про твердотельные диски (SSD-драйвы). Они хороши в том, что касается быстродействия (которое может быть выше традиционных жестких дисков в 10 раз и более) и отсутствия шумов (так как нет движущихся частей), но по надежности, объемам записанных данных и стоимости за мегабайт данных они пока еще проигрывают традиционным винчестерам вчистую.

При ежедневном использовании их время жизни варьируется от 3 до 8 лет на сегодняшний день, в отличие от обычных HDD, у которых это может быть и лет 20 при аккуратном и бережном использовании. С другой стороны, у отказавшего SSD-драйва еще есть шанс хотя бы считать все данные, тогда как в случае традиционного жесткого диска вы можете сразу с ними попрощаться (так как восстановление «посыпавшихся» данных HDD обычно стоит очень дорого).

NAS

Помимо собственно компьютера, для меломана имеют ценность и сетевые серверы NAS (Network Attached Storage или просто «сетевое хранилище»).

Они представляют собой отдельное устройство с несколькими жесткими дисками стандартного типоразмера 3.5”: таким образом, можно хранить музыкальную коллекцию без привязки к определенному компьютеру. Нужно всего лишь подключить NAS к роутеру по обычному сетевому кабелю, а управление осуществляется посредством веб-интерфейса.

Продвинутые NAS способны самостоятельно делать резервное копирование данных.

Актуальность конфигурации

В начале статьи мы упомянули о том, что звуковые файлы даже очень высокого качества можно – теоретически! – воспроизводить даже на компьютере 15-летней давности.

Практически от такого «старичка» смысла не будет. Всё дело в том, что программы, которыми вы что-то воспроизводите, постоянно обновляются, и поддержка старых ОС тает, как весенний снег. Кодеки, которыми кодируются аудиофайлы, тоже модифицируются и улучшаются все время.

Прочие современные приложения и сами операционные системы тоже потихоньку перестают обновлять компоненты, поэтому как бы вам, может быть, ни нравилась Windows XP, мир от нее постепенно отказывается, не говоря уже о самой Microsoft. То же постигнет и Vista, и Windows 7 – причем в весьма обозримом будущем.

Поэтому Windows-компьютер должен быть современным или не старше шести-восьми лет: именно такой отрезок на сегодня достаточен для поддержания программной «начинки» в актуальном состоянии (здесь имеется в виду как настольный ПК, так и ноутбук).

Что же касается цены решения, то разброс очень велик. Если вы хотите купить компьютер в сборе целиком (без учёта отдельных звуковых решений, о которых мы расскажем во второй части), то уже долгие годы действует универсальная цена нового ПК в 1200 долларов США (вне зависимости от колебания курса рубля и нефти).

За эту сумму в любой момент времени вы сможете купить настольный компьютер или ноутбук целиком (с монитором, принтером, устройствами ввода и т.д.), который не устареет в ближайшие 6-8 лет. Если же такой задачи не стоит, то сумма может быть от «почти ничего» до «очень много».

В следующей части мы поговорим о выборе ЦАП и звуковой карты (аудиоинтерфейса) для компьютера меломана.

Эту статью прочитали 45 275 раз

Статья входит в разделы:

Полезные советы

Корпус

Удивительно, что совсем немногие уделяют корпусу большое внимание. А ведь это очень важная составляющая. Корпус — это, в первую очередь, охлаждение, от чего зависит не только его производительность, но и долговечность. А также корпус — это еще и шум, который при правильном выборе можно существенно снизить.

Первый совет, который я вам дам: не покупайте дешевый китайский корпус.

Желание не потратить лишнего мне, конечно, понятно, но нужно понять и вам, что компьютер для профессиональной работы со звуком — это не то, на чём в принципе следовало бы экономить.

Корпус должен обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха, а также надежную изоляцию от пыли. Ну и звукоизоляция — тоже немаловажный момент. Но обо всём по порядку.

Корпус — это та составляющая, при выборе которой, часто следует ориентироваться, главным образом, на цену, потому как один и тот же производитель может выпускать как дешевые и совершенно безобразные, так и дорогие качественные модели.

Тем не менее, такие производители как CoolerMaster, Thermaltake, Be Quiet или, например, Fractal Design выпускают преимущественно качественные модели. Поэтому почти любой подходящий по параметрам корпус этих фирм можно уверенно приобретать.

Что касается типоразмера, то для домашней студии достаточно будет Midi-Tower — это стандартного размера системный блок. Для профессиональной работы лучше же не мелочиться и взять сразу Full-Tower. Впрочем, и в домашней студии может не хватить стандартных размеров системника, особенно если предполагается использовать большое количество внутренних плат и жестких дисков.

Минимум.

Из доступных по цене вариантов могу порекомендовать Aerocool Shard, CoolerMaster K280, Thermaltake Versa N27, Deepcool Tesseract SW-RD.

Золотая середина.

Как золотая середина неплохими будут Thermaltake Core G21, CoolerMaster MasterBox MB500, Fractal Design Meshify и Be Quiet PURE BASE 600.

Идеал.

Но в идеале всё же, если вы собираете действительно высокопроизводительную машину, лучше приобрести Full-Tower навроде CoolerMaster TROOPER, Corsair Obsidian Series 750D или Be Quiet DARK BASE 900. Да, дорого, зато надежно.

И да, корпус следует брать без блока питания, блок питания нужно подбирать отдельно, о чём мы далее и поговорим.

Оперативная память

Это одна из важнейших составляющих компьютера для работы со звуком. Особенно важна оперативная память тем, кто планирует работать с сэмплерами и другими виртуальными инструментами, основанными на звуковых библиотеках. Здесь объём и скорость оперативной памяти имеют важнейшее значение, так как недостаток её сразу же существенно ограничит ваши возможности.

Начинать выбор памяти следует с выбора типа, который подбирается в соответствии с материнской платой. На сегодняшний день, мне кажется, следует рассматривать стандарт DDR4, который в отличие от предшественника DDR3 дает удвоенную максимальную скорость передачи данных до 3,2 Гбит/с и максимальную частоту до 4266 МГц.

Вторым делом идет объём.

Минимум.

На сегодняшний день рассматривать покупку нового компьютера для работы со звуком с объемом оперативной памяти менее 8 ГБ будет, пожалуй, уже не серьезно. Даже если вы не планируете как-то особенно нагружать компьютер, то всё равно меньше 8 ГБ брать не стоит.

Золотая середина.

А лучше установить сразу 16 ГБ. Конечно, это тоже далеко не предел, но 16 ГБ вам хватит для решения большинства музыкально-звуковых задач домашней и начального уровня профессиональной студии точно.

Идеал.

Если же речь идет о серьезной профессиональной работе со звуком, то тут и 16 ГБ может не хватить. Поэтому здесь лучше сразу ставить 32 ГБ, и желательно еще иметь свободные слоты, чтобы была возможность при необходимости сделать апгрейд и добавить столько же.

Оперативную память всегда следует приобретать как комплект подобранных для работы в паре и одинаковых по объему модулей. То есть если вы хотите поставить 16 ГБ оперативной памяти, нужно приобретать комплект «2 модуля по 8 ГБ» или «4 модуля по 4 ГБ». Это даст существенное увеличение пропускной способности, что приведет к увеличению скорости работы.

При этом отмечу, что нужно приобретать именно комплект подобранных модулей. Просто два одинаковых модуля с одинаковыми характеристиками одного производителя, но купленные по отдельности, могут не заработать в двухканальном режиме. Здесь как с микрофонами, которые продаются в виде стереопары — это не то же самое, что купить просто два таких же одинаковых микрофона, но по отдельности.

Обратите внимание и на тактовую частоту — чем она выше, тем лучше, потому как при большей частоте в единицу времени производится больше операций, а это прямо влияет на стабильность работы и быстродействие компьютера. Рассматривать память с тактовой частотой менее 2133 МГц сегодня точно не стоит.

Среди наиболее надежных современных производителей оперативной памяти стоит выделить Corsair и HyperX.

Система охлаждения процессора

Конечно, под системой охлаждения, в первую очередь, подразумевается именно система охлаждения процессора, хотя ею она и не ограничивается.

Извечный вопрос: кулер или водяная система?

Второе многими считается лучшим вариантом, первый же — значительно доступнее по цене.

На самом деле никакого волшебства в водяной системе охлаждения нет. Вполне достаточное охлаждение даже очень горячего процессора может обеспечить и правильно подобранный кулер.

На что обратить внимание?

Первое, на что следует обратить внимание при выборе процессорного кулера, это его совместимость с вашим процессором (вернее, с сокетом) и, что многие часто упускают из внимания, с выбранным вами корпусом.

Дело в том, что хороший эффективный кулер нередко оказывается таким большим, что в корпус элементарно может не влезть. Поэтому при выборе корпуса следует смотреть на максимальную высоту кулера, который в него может быть установлен, а при выборе кулера, соответственно — на его габариты.

На кулере экономить тоже не стоит, особенно если предполагается часто нагружать процессор и уж тем более, если вы планируете его разгонять.

Для наиболее эффективного охлаждения выбирайте медный или медно-алюминиевый кулер минимум с четырьмя тепловыми трубками. Максимальная рассеиваемая мощность кулера обязательно должна превышать мощность выбранного вами процессора.

Также неотъемлемой частью любого нормального кулера будет вентилятор. Он может быть и не один.

Как известно, любой вентилятор — это источник шума, поэтому к выбору вентиляторов процессора в частности и всего системного блока в целом следует отнестись со всей ответственностью.

При выборе вентиляторов обратите внимание на следующие моменты:

  1. Максимальный уровень шума вентилятора в идеале должен не превышать 15-20 дБ.
  2. Смотрите на максимальный воздушный поток, который указывается в CFM. Чем больше это значение, тем выше будет эффективность охлаждения. Правда при этом, как правило, будет и громче создаваемый вентилятором шум.
  3. Чем менее оборотистым будет вентилятор, тем меньше он будет давать шумов при вращении. Поэтому выбирайте те, что являются наименее оборотистыми, если вопрос шума стоит очень остро. Но помните, что чем меньше оборотов дает вентилятор, тем меньше воздушный поток и, соответственно, тем меньше он отводит тепла, за счет чего эффективность охлаждения снижается. Тут нужно искать компромисс.
  4. Чем больше диаметр вентилятора, тем меньшее количество оборотов в минуту он производит и тем, соответственно, меньше дает шумов. Поэтому большой вентилятор всегда будет тише маленького при условии, что оба будут отводить одинаковое количество тепла.
  5. Обратите внимание и на тип подшипника вентилятора: наиболее тихие — подшипники с магнитным центрированием. Но также бывают достаточно тихими модели и на подшипнике скольжения или на его улучшенной версии — гидродинамическом подшипнике.
  6. Отдавайте предпочтение вентиляторам с коннектором типа 4-pin PWM. По крайней мере, на процессорном кулере должен стоять именно такой. Он даст возможность системе автоматически контролировать скорость вращения вентилятора в зависимости от степени нагрузки на процессор. В итоге при невысоком уровне нагрузки такой вентилятор будет крутиться медленнее и гораздо меньше будет шуметь.

Помимо вентилятора на процессорном кулере, как минимум еще пара вентиляторов должна быть на корпусе, один из которых будет забирать воздух спереди, другой же, расположенный на задней части корпуса, будет его наоборот вытягивать.

Итак, что можно порекомендовать из процессорных кулеров?

Минимум.

В качестве недорогого и в то же время малошумного кулера можно порекомендовать, например, Deepcool GAMMAXX 300 и Thermaltake Frio Silent 12 как весьма надежные, малошумные и доступные по цене варианты.

Золотая середина.

Для более эффективного охлаждения лучше взять вариант типа Thermalright Le GRAND MACHO RT или двухвентиляторный Scythe Ninja 5 — дорогой, но тихий и эффективный.

Идеал.

В качестве уже безоговорочно хорошего варианта с точки зрения эффективности охлаждения стоит смотреть в сторону Noctua NH-D14 или Thermalright Silver Arrow.

Особенно стоит сказать о важности охлаждения некоторых процессоров от AMD, которые славятся тем, что чрезвычайно сильно греются. Если решили собирать компьютер на AMD, то на кулере точно экономить не стоит.

Ну и нельзя не сказать о том, что если вы планируете разгонять процессор, требования к кулеру сразу же возрастают, так как разогнанный процессор требует значительно большего охлаждения.

Смотрите, главным образом, на выделяемую процессором мощность и выбирайте кулер, максимальная рассеиваемая мощность (TDP) которого как минимум не меньше.

Собираем музыкальный компьютер

Для начала необходимо точно определить задачи «музыкального» компьютера. «Занятия музыкой» — понятие широкое. Мы будем исходить из восприятия подобного компьютера как цетра домашней или профессиональной студии. По железной части самого компьютера все достаточно понятно — мощности тут много не бывает.

Основные направления использования этой «мощности»: ускорение работы во время «слива» и «перецифровки» треков, работа с большим количеством эффектов, работа с большим количеством включенных плагинов, и главное — работа в реальном времени — т.е. — мощная система позволяет не отвлекаться от творческого процесса из-за того, что компьютер «по полчаса» обсчитывает первод трека в другой темп или не позволяет разом «передвинуть» несколько дорожек в музыкальном редакторе.

Абсолютное большинство профессиональных музыкальных программ поддерживает многоядерность или даже многопроцессорность. В любом случае — «лишние» ядра будут загружены при работе плагинов, или одновременным запуском нескольких программ (например — сторонних «эффекторов»).

Например:

НА базе AMD Бюджет: 360$ Материнская плата: TA780G M2 ~ 90$ Процессор: 4200 X2 BOX ~ 55$ Оперативная память: Hynix Original PC6400 CL5 2048 DDR2 50×2$ (4GB) Жесткий диск: HD250HJ ~ 50$ Привод: Asus 1814(2022) ~ 30$ Корпус и БП: ASUS Ascot 6TR7/400W ATX ~ 85$

На базе Intel Бюджет: 400$ Материнская плата:

ASUS P5E-VM 140$ Процессор: Intel Pentium Dual-Core Desktop Processor E2220 85$ Оперативная память: Hynix Original PC6400 CL5 2048 DDR2 50×2$ (4GB) Жесткий диск: HD250HJ ~ 50$ Привод: Asus 1814(2022) ~ 30$ Корпус и БП: ASUS Ascot 6TR7/400W ATX ~ 85$

В принципе, подобного компьютера хватит для работы со звуком дома или на любительской студии. Однако, возможны внезапные «тормоза» при включении нескольких плагинов, или при других ресурсоемких видах работы. Если звук для вас хобби — вполне можете остановиться на подобной конфигурации — и вложить сэкономленные деньги в другое музыкальное оборудование.

Бюджет: около 1000$ Материнская плата: ASUS P5K-E 145$ Gigabyte GA-(E)P35-DS4 170$ Процессор: Intel Core 2 Quad Q6600 215$ Оперативная память: Patriot PDC24G6400LLK CL4 800MHz 115$ (4GB) OCZ Platinum Edition OCZ2P8004GK 800MHz DDR2 100$ (4GB) Видеокарта:

Оптимальная на сегодняшний день конфигурация — обеспечивает комфортную работу в любых условиях. Отдельным плюсом такой системы является возможность превратить ее в «Хакинош». Т.е. — установить на компьютер программное обеспечение Applе (хотя установка сопряжена с определенными трудностями — сделать это вполне реально).

Не секрет, что «макинтоши» по всему миру используются для профессиональной записи и обработки звука. По личному опыту могу это подтвердить — качество звука после перехода на платформу Apple возросло, особенно это заметно при обработке звука аналоговых синтезаторов и при наложении эффектов. Музыкальный редактор Logic Pro. — очень удобен в обращении и обеспечивает высокий уровень качества.

«Топовая система»

Мощный четырехядерник 4-8Ггб оперативной памяти, Два (или более) всместительных жестких диска, работающих в Raid массиве для ускорения загрузки и/или повышения надежности хранения музыкального материала.

Бюджет: по желанию Материнская плата: Asus P5E 190$ Gigabyte GA-PX38-DS5 220$ Процессор: Intel Core 2 Quad Q9450 350$ Intel Core 2 Quad Q9550 650$ Оперативная память: Patriot PDC24G6400LLK CL4 800MHz*2 230$ (8GB) OCZ Platinum Edition OCZ2P8004GK 800MHz DDR2*2 200$ (8GB) Видеокарта:

Экстремально мощный по современным меркам компьютер. На самом деле — такая мощность для работы со звуком черезмерна. Однако, если компьютер — сердце дорогой профессиональной студии — глупо экономить на компонентах. Тем более, подобной системы хватит на несколько лет вперед (на 4-5 лет).

Не забывайте, что 8Ггб оперативной памяти возможно использовать только в 64-битной среде. Предварительно необходимо уточнить, существуют ли драйверы и программное обеспечение для работы с вашим музыкальным обуродованием под 64-битными операционными системами.

Кстати, с подобным бюджетом можно купить и профессиональную рабочую станцию Apple. Например восьмиядерный Mac Pro. (стоимость от 60 до 180 тысяч рублей).Студийное оборудование.Ок, теперь немного о музыкальном оборудовании, с которыми приходилось иметь дело. Собственно, эти вещи и делают компьютер «музыкальным». Я описываю только оборудование, с которым работал лично.

Аудиокарты.

Устройства хранения данных

Заметьте, я написал именно «устройства» — во множественном числе. Всё потому, что система хранения данных на вашем компьютере должна быть представлена минимум двумя компонентами — твердотельным накопителем (SSD) и обычным жестким диском (HDD). Конечно, в идеале обойтись вообще без последнего, но сегодня, учитывая стоимость SSD большого объема, который так нужен при работе со звуком, это пока еще представляется удовольствием для богатых.

И, тем не менее, SSD в современном компьютере должен быть обязательно. Как минимум в качестве системного диска. HDD же будет использоваться как хранилище.

Главное преимущество твердотельного накопителя в его значительно более высокой скорости, за счет чего появляется существенный прирост производительности. Многие из тех, кто в свое время переходили с HDD на SSD, сразу же замечали и удивлялись, насколько быстрее стали открываться программы и загружаться система.

К тому же SSD занимает меньше места, не издает никаких звуков, потребляет меньше энергии, практически не чувствителен к электромагнитным полям и не требует для ускорения работы регулярной дефрагментации.

Система хранения данных на компьютере для работы со звуком реализуется следующим образом: на SSD устанавливается ОС и все необходимые программы и плагины, всё остальное (звуковые библиотеки, сэмплы, лупы, проекты) хранится уже на HDD. Такая система дает максимальную производительность.

Какого объема выбрать SSD?

Минимум.

Если вы кроме самой операционной системы, DAW и набора из пары десятков плагинов больше ничего не используете, то вам может хватить и 60 ГБ. Но на деле так бывает очень редко, и меньше чем на 150 ГБ я бы твердотельные накопители сегодня вообще не стал бы рассматривать.

Золотая середина.

Оптимальный вариант на сегодняшний день — SSD объёмом 200-300 ГБ (или больше). Этого хватит и для системы, и для DAW, и для плагинов (без учета тяжелых звуковых библиотек).

Идеал.

Но если средства позволяют, объем SSD можно увеличить вплоть до 1 ТБ и выше.

Из наиболее хорошо зарекомендовавших себя производителей SSD я бы выделил Kingston, Samsung, Western Digital, а также Crucial и Transcend.

Стоит также обращать внимание на скорость записи и чтения данных, которая может у разных моделей значительно отличаться. Высокая скорость записи снизит время копирования файлов и увеличит общую производительность системы. Высокая же скорость чтения, в свою очередь, позволит снизить время загрузки ОС и время копирования файлов.

Что на счет HDD?

Что касается HDD, то при его выборе следует сперва посмотреть на интерфейс SATA III, скорость которого должна составлять 6 Гбит/с, и только потом уже смотреть на объём.

Вообще объём жесткого диска — это дело личных предпочтений. Всё зависит от того, как много информации вы собираетесь хранить. К тому же мало кто заботится о такой вещи как резервное копирование, а это, по моему мнению, вещь крайне важная. Все самые ценные данные должны всегда быть продублированы как минимум на одном отдельном физическом носителе.

Следовательно, определяясь с общим требуемым вам объемом, нужно примерно представлять, какой его процент потребует резервного копирования. Могу сказать, что в моём случае это примерно 2/3 всех хранимых на компьютере данных, не считая системы и остального ПО.

Если уж говорить о цифрах, то не вижу сегодня смысла покупать жесткий диск объемом менее 1 ТБ. А если вы занимаетесь не просто звукозаписью, но и написанием музыки и используете виртуальные инструменты и сэмплы, то приобретение жесткого диска менее чем на 2 ТБ я бы и вовсе не стал рассматривать.

Какой объемHDDпредпочесть?Минимум.

Минимальный общий объем HDD на вашем компьютере должен составлять 1 ТБ. И это без учета объема SSD и отдельного HDD для резервного копирования. Это самый минимум.

Золотая середина.

Лучше всё же установить жесткий диск объемом 4 ТБ, а еще один внешний — для резервного копирования всей ценной информации (например, ваших работ). Объём внешнего диска уже будет зависеть от объёма ваших данных для резервного копирования и может, конечно, быть меньшим.

Идеал.

В идеале же иметь как можно больше физической памяти. При этом с точки зрения надёжности память эта должна обеспечиваться как можно большим количеством физических носителей. То есть, скажем, лучше приобрести 2 HDD по 2 ТБ, чем взять 1 HDD на 4 ТБ. Это положительно скажется и на скорости работы, и на надежности системы.

С другой стороны, каждый жёсткий диск — это источник шума, и нередко довольно ощутимого. Поэтому чем меньше жестких дисков будет в вашем компьютере, тем тише будет сборка. К SSD это только не относится, они, к счастью, не шумят совсем.

Что же касается производителей, то в отличие от SSD их здесь совсем немного. Лично в моей практике наиболее надежными себя показывают винчестеры фирмы Seagate. Один из таковых объёмом 320 ГБ, например, работает у меня до сих пор, не поверите, с 2006 года! Когда-то он был системным диском в моём старом компьютере, сейчас же используется в системе хранения данных.

Но, тем не менее, я не думаю, что жесткие диски, выпускаемые, скажем, фирмами Western Digital и Toshiba, будут в чём-то заметно хуже. Тут нужно понимать, что среди всех жестких дисков есть довольно высокий процент брака, поэтому никто из вас не может быть застрахован от того, что купленный диск выйдет из строя через пару месяцев. Как повезёт.

Оцените статью
OverComp.ru